ГЛАВА XVI
 
   _Мормонская библия. - Доказательства ее божественного происхождения.
- Плагиат. - Рассказ Нефи. - Примечательная битва. - Посрамление
килкеннийских кошек._

Все знают понаслышке о мормонской библии, но лишь немногие, кроме
"избранных", видели ее, а кто и видел, вряд ли потрудился ее прочесть. Я
вывез один экземпляр из Солт-Лейк-Сити. По-моему, эта библия -
редкостная диковина: сколько претензий, а какая она вялая, сонная!
Трудно представить себе более пресную мешанину - хлороформ, а не книга.
Если ее написал Джозеф Смит, то он совершил просто чудо - хотя бы тем,
что не заснул, сочиняя ее. Если же, как гласит преданье, он только
перевел ее с покрытых таинственными письменами древних медных пластинок,
которые, по его утверждению, были найдены им под камнем в какой-то
глухой местности, тогда перевод этот - тоже чудо, и по той же причине.
Насколько я могу судить, мормонская библия всего лишь бесталанный
вымысел, состряпанный по образцу Ветхого завета и дополненный скучным
пересказом евангелия. Автор силился придать своим словам и оборотам речи
то необычное, отдающее стариной звучание, которое отличает перевод
священного писания на английский язык, сделанный по приказу короля
Якова; в итоге получился ублюдок - то современный бойкий язык, то
древняя простота и торжественность. Последнее звучит тяжеловесно и
натянуто, первое кажется естественным, но рядом с архаической речью -
нелепо и смешно. Когда автор чувствует, что у него выходит слишком
по-современному, - а это на каждом шагу, - он всовывает какое-нибудь
библейское выражение вроде "зело прогневался", "и случилось так" и тому
подобное, и дело опять идет на лад. "И случилось так" - его излюбленное
словечко. Не будь его, вся библия вышла бы не толще брошюрки.
На титульном листе начертано:

Мормонова книга: отчет, записанный на скрижалях рукой Мормона. Со
скрижалей Нефи.
Посему это является совращенной историей народа Нефи, а такоже
ламанитян; написано для ламанитян, кои суть остатки дома Израиля; а
такоже к иудеям и язычникам; написано в качестве заповеди, а такоже в
духе пророчеств и откровения. Написано и запечатано и скрыто у Бога,
дабы не пропало и дабы обнаружилось даром и силой Господа в настоящем
толковании; запечатано рукой Морони и скрыто у Бога, дабы обнаружилось в
должное время через язычников; в настоящем толковании по дару Господа. А
такоже краткое изложение книги Ефир; она же летопись народа Иареда,
каковой рассеялся на лицу земли, когда Бог смешал языки, потому что люди
строили башню, чтобы долезть до неба.


"По дару" - это хорошо. Хорошо и "посему", хотя зачем "посему"?
Можно бы и проще сказать, - правда, тогда было бы непохоже на библию.
На первой странице читаем:

СВИДЕТЕЛЬСТВО ТРЕХ ОЧЕВИДЦЕВ

Да будет известно всем народам, коленам, языкам и людям, до коих
дойдет сей труд, что мы милостью Бога-Отца и Господа нашего Иисуса
Христа видели скрижали с этим отчетом, он же есть летопись народа Нефи,
а такоже ламанитян, его братьев, а такоже народа Иареда, пришедшего от
башни, о коей уже была речь; и мы такоже знаем, что вырезанное на
скрижалях переведено даром и силой Господа, ибо глас его воззвал к нам;
посему мы знаем доподлинно, что это но вранье. И мы такоже
свидетельствуем, что видели вырезанное на скрижалях и что они явлены
были нам силой Божией, а не человеческой. И мы подтверждаем со всем
здравомыслием, что ангел Божий сошел с неба и принес и положил пред наши
очи, дабы мы узрели и видели скрижали и то, что вырезано на них; и мы
знаем, что милостью Бога-Отца и Господа нашего Иисуса Христа мы видели
их, и свидетельствуем, что это правда истинная; и мы дивуемся; но
поскольку глас Божий повелел нам возвестить о сем, мы, покорные завету
Божию, о сем и свидетельствуем. И мы знаем, что, ежели будем верны во
Христе, мы очистим одежды свои от крови всех людей и предстанем
непорочными перед Христовым престолом и будем вечно пребывать с ним на
небеси. И слава Отцу и. Сыну и Святому Духу, кои суть един Бог. Аминь.

_Оливер Каудери,
Дэвид Уитмер,
Мартин Гаррис_

Есть люди, которым требуются горы доказательств, прежде чем они
найдут в себе силы хоть отчасти поверить чему-нибудь, но я, когда
человек говорит мне, что он "видел письмена на скрижалях", и - мало того
- при этом присутствовал ангел и видел, как он видел, и, вероятно, взял
с него надлежащую расписку, - то я уже чувствую, что далеко ушел по пути
безоговорочной веры, - пусть даже я никогда и не слыхивал об этом
человеке и не знаю ни как зовут ангела, ни какой он национальности.
Далее следует:

А ТАКОЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ВОСЬМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Да будет известно всем народам, коленам, языкам и людям, до коих
дойдет сей труд, что Джозеф Смит-младший, переводчик сего труда, показал
нам скрижали, о которых шла речь и которые имеют вид золота; и все до
единого листы, переведенные упомянутым Смитом, мы пощупали руками
своими; и мы такоже видели вырезанные письмена, и все они имеют вид
старинной работы и редкостного художества. И мы свидетельствуем со всем
здравомыслием, что упомянутый Смит показал их нам, ибо мы видели их, и
прикинули их вес, и знаем доподлинно, что упомянутый Смит держит
означенные скрижали у себя. И мы объявляем миру наши имена,
свидетельствуя перед миром о том, что мы видели; и мы не солгали, в чем
Бог нам свидетель.

_Кристиан Уитмер,
Джейкоб Уитмер,
Питер Уитмер-младший,
Джон Уитмер,
Хайрам Пейдж,
Джозеф Смит-старший,
Хайрем Смит,
Сэмюел Г. Смит_

А когда я, уже далеко уйдя по пути безоговорочной веры, натыкаюсь на
восьмерых очевидцев, которые сообщают мне - пусть не очень грамотно, -
что они не только видели листы, но и "пощупали их", то для меня этого
достаточно. Подпишись под этим свидетельством хоть весь род Уитмеров, я
и то не проникся бы столь глубокой и несокрушимой верой.
Мормонскую библию составляют пятнадцать "книг", а именно: книга
Иакова, Эноса, Харама, Омни, Мосии, Зенифа, Альмы, Хеламана, Ефира,
Морони, две книги Мормона и три - Нефи.
В первой книге Нефи имеется плагиат - списанный с Ветхого завета
рассказ об исходе из Иерусалима детей Лехи; далее там рассказано о том,
как они восемь лет блуждали в пустыне под водительством некоего Нефи,
наделенного сверхъестественным даром. В конце концов они достигли
"Страны изобилия" и расположились у моря. "По прошествии многих дней" -
сказано, правда, по-библейски, но весьма неопределенно - Нефи было
повеление свыше построить корабль и "перевезти народ через воды". Он
пародировал Ноев ковчег, однако действовал согласно предписанию. Корабль
он соорудил в один день, а братья его стояли тут же, насмехаясь над его
работой, а кстати и над ним, говоря: "Наш брат глупец, ибо он мыслит,
что может построить корабль". Не дожидаясь, пока дерево высохнет, все
племя - или народ - назавтра пустилось в плаванье. И тут-то обнаружился
уголок истинной человеческой природы, о чем Нефи поведал чистосердечно,
с библейской откровенностью, - они устроили кутеж! Они,

а такоже их жены предались веселью, стали плясать, петь и говорить
зело непотребно; воистину они вознеслись до крайнего непотребства.


Нефи пытался прекратить это безобразие, но они связали его, и
разгульное веселье продолжалось. Но смотрите, как пророк Нефи перехитрил
их с помощью невидимых сил:

И вот, после того как они связали меня, так что я двинуться не
мог, компас, который был от Господа, перестал работать, посему они не
знали, куда вести корабль; и поднялась буря, сделалось великое волнение,
и нас отбрасывало назад по водам, - и так три дня; и они очень
испугались, опасаясь, чтобы им не утонуть в море; однако же меня не
развязали. И на четвертый день ветер, гнавший нас обратно, сделался зело
сильным.
И случилось так, что нас чуть было не поглотила пучина морская.


Тогда они развязали его.

И случилось так, что они развязали меня, я взял компас, и он
заработал, как я пожелал. И я воззвал к Богу; и когда я воззвал к Богу,
тотчас ветры утихли и стала великая тишина.


Обладание компасом, видимо, давало этим древним мореплавателям
большое преимущество перед Ноем.
Путь они держали в "землю обетованную" - другого имени они ей не
дали. Они благополучно добрались до нее.
Многоженство - недавний догмат мормонской религии, введенный
Бригемом Юнгом уже после смерти Джозефа Смита. До этого многоженство
считалось "мерзостью". Вот стих из главы второй книги Иакова в
мормонской библии:

И вот говорит Господь: Народ сей погряз в беззаконии; он не
разумеет священного писания, ибо он ищет оправдать свое блудодейство
ссылками на царя Давида и сына его Соломона; верно, что Давид и Соломон
имели множество жен и наложниц, и было сие мерзостью предо мною, -
говорит Господь; - посему, - говорит Господь, - я вывел народ сей из
земли Иерусалимской, рукою крепкою, дабы взрастить ветвь праведную от
плода из чресл Иосифа. Посему я, Господь Бог, не потерплю, чтобы народ
сей поступал по-старому.


Однако план не удался - по крайней мере по части современных
мормонов, - ибо Бригем "терпит" это. Вот еще стих из той же главы:

Говорю вам, ламанитяне: братья ваши, коих вы ненавидите за их
распутство и за язвы, покрывающие их тело, праведнее, чем вы, - ибо они
не забыли веления Господа, заповеданного их отцам, чтобы не иметь им
жен, кроме одной; и наложниц не иметь им.


Нижеследующий стих (из главы девятой книги Нефи) содержит сведения,
вряд ли известные многим:

И случилось так, что Иисус вознесся на небо, толпа рассеялась, и
каждый взял свою жену и детей и пошел восвояси.
И случилось так, что наутро, когда толпа собралась, явился Нефи и
брат его, которого он воскресил из мертвых, имя ему Тимофей, а такоже
сын его, имя ему Иона, и Мафони, и Мафония, брат его, и Кумен, и
Куменонхи, Иеремия, и Шемнон, и Иона, и Зедекия, и Исаия; сие суть имена
учеников, коих избрал Иисус.


Для того чтобы читатель мог убедиться, как эффектно и живописно (по
утверждению мормонских апостолов) происходил один из самых трогательных
эпизодов в жизни Спасителя - чего по-видимому, никто, кроме них, не
заметил, - привожу отрывок из той же книги Нефи:

И случилось так что Иисус обратился к ним и повелел им встать. И
они встали с земли, и он сказал им: Благословенны вы за веру вашу. И вот
я преисполнен радости. И сказав им эти слова, прослезился, и вся толпа
свидетельствует о том, и он брал детей одного за другим, и благословлял
их, и молился о них Отцу. И, помолившись, опять прослезился, и говорил к
толпе, и сказал им: Взгляните на малых сих. И они взглянули на них и
подняли глаза к небу - и увидели небеса отверстыми и ангелов, сходящих
прямо, с неба, как бы среди пламени; и ангелы сошли на землю и окружили
детей, и они были окружены пламенем; и ангелы прислуживали им, и толпа
слышала и видела и свидетельствовала о том; и они знают, что
свидетельство их истинно, ибо все они видели и слышали, каждый человек в
отдельности; а числом их было около двух тысяч пятисот душ; и состояло
оно из мужчин, женщин и детей.


А из чего, собственно, оно могло бы еще состоять?
Книга Ефир - это какая-то малопонятная каша "исторического"
содержания, все больше про осады и битвы между народами, о которых
читатель, вероятно, никогда не слыхал и которые населяли страну, не
упомянутую в географии. Был там царь, носивший приметное имя Кориантумр,
и воевал он с Шаредом, и с Либом, и с Шизом, и со многими другими на
"равнинах Гешлон", и в "долине Гилгал", и в "пустыне Акиш", и в "краю
Моран", и на "равнинах Агош", и "Огаф", и "Рама", и в "земле Корихор", и
на "горе Комнор", и у "вод Риплианкума" и т.д. и т.п. "И случилось
так", что после многих сражений Кориантумр подытожил свои потери, и
оказалось, что "были убиты два миллиона сильных воинов, а такоже их жены
и дети" - итого от пяти до шести миллионов, - "и он опечалился в сердце
своем". Давно бы так! Тогда он написал Шизу, предлагая прекратить
военные действия и уступить свое царство ради спасения народа. Шиз готов
был согласиться, но только при одном условии: что Кориантумр
предварительно явится к нему и даст отрубить себе голову; но этого
условия Кориантумр не принял. Война возобновилась на некоторое время, а
потом в течение четырех лет обе стороны собирали войско для решающей
схватки, а за сим воспоследовала битва, по-видимому, самая
примечательная из всех известных истории - кроме разве сражения
килкеннийских кошек, которое она отчасти напоминает. Вот описание
военных приготовлений и самой битвы:

7. И тогда они собрали весь народ по всему лицу земли, всех, кто
не были убиты, кроме Ефира. И случилось так, что Ефир видел все, что
делал народ, и он видел, что те, кто был за Кориантумра, притекали к
войску Кориантумра; и все, кто был за Шиза, притекали к войску Шиза; и
так в течение четырех лет они собирали народ, дабы собрать всех по всему
лицу земли и усилить свою мощь, как только могли ее усилить. И тогда все
они собрались вместе, каждый в том войске, в каком пожелал, с женами и
детьми; и все мужи, женщины и дети были вооружены оружием войны, щитами,
и нагрудниками, и шеломами, и облачены в одежды войны, и они вышли друг
против друга на бой; и они бились весь день, но не победили. И когда
настала ночь, они утомились и возвратились в свои станы, а возвратясь в
свои станы, они подняли вопль и плач великий по убитым воинам своего
народа; и такова была сила их стенаний, воплей и криков, что разрывался
воздух. И когда настало утро, они снова пошли на бой, и день тот был
великий и страшный; но они не победили, и когда опять настала ночь, их
крики, жалобы и вопли по убитым воинам своего народа опять разрывали
воздух.
8. И случилось так, что Кориантумр вторично написал Шизу, прося его
больше не идти на бой, но взять царство и пощадить жизнь народа. Но се -
Дух Божий покинул их, и Сатана овладел сердцами народа, ибо отданы они
были во власть жестокосердия своего и слепоты своей, дабы погибнуть им;
и посему они опять пошли на бой. И сражались они весь тот день, и когда
настала ночь, они уснули на мечах своих, и наутро они опять пошли в бой
и сражались до ночи; и когда настала ночь, они опьянели от гнева, как
человек пьянеет от вина; и опять она уснули на мечах своих; и наутро они
сражались опять, и к ночи все они пали от меча; и осталось их пятьдесят
два из народа Кориантумра и шестьдесят девять из народа Шиза. И спали
они в ту ночь на мечах своих, а наутро опять сражались и бились друг с
другом, соревнуясь в мощи мечей и щитов; и так весь день; и когда
настала ночь, их было тридцать два из народа Шиза и двадцать семь из
народа Кориантумра.
9. И случилось так, что они ели и спали и готовились наутро умереть.
И были они мужи рослые и крепкие силою мышц. И бились они три часа и,
потеряв много крови, обессилели. И когда воины Кориантумра набрались
сил, они пустились наутек, но се - Шиз поднялся, и с ним войско его, и
он поклялся в гневе своем, что умертвит Кориантумра либо погибнет от
меча; и так он преследовал их, к утру настиг, и они опять сражались. И
случилось так, что когда все они пали, кроме Кориантумра и Шиза, Шиз
обессилел, потеряв много крови. И тогда Кориантумр передохнул слегка,
опершись на свой меч, и отрубил Шизу голову. И когда он отрубил Шизу
голову, Шиз поднялся на руках, и упал, и, глотнув воздуха, умер. И тогда
Кориантумр пал на землю замертво. И Бог сказал Ефиру, говоря: Иди. И он
пошел и увидел, что сказанное Господом исполнилось; и он докончил свою
летопись; и сотой доли ее я не написал.


Жаль, жаль, что Смит написал так мало и, наполнив предыдущие главы
скучнейшей пошлостью, оборвал свой рассказ как раз на том месте, где он,
чего доброго, мог бы стать занимательным,
Мормонская библия - глупая книга, и читать ее - нудное занятие, но в
ее поучениях нет ничего зловредного. Против изложенного в ней кодекса
морали возразить нечего: он "скатан" с Нового завета - даже без ссылки
на источник.

А. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МОРМОНОВ

С основания мормонской общины прошло не больше сорока лет, однако
история их была бурной с самых первых шагов своих, и в дальнейшем своем
шествии она обещает быть не менее волнующей. Мормоны подвергались
преследованиям и гонениям по всей стране, отчего они на долгие годы
возненавидели всеми силами души всех "язычников" без разбору. Джозеф
Смит, нашедший пресловутую Книгу Мормона и считающийся основоположником
их религии, вынужден был из штата в штат перетаскивать свои таинственные
медные пластинки и чудодейственные камни, с помощью которых он разбирал
письмена, на них начертанные. В конце концов он основал в штате Огайо
"церковь", членом которой сделался некий Бригем Юнг. Начались гонения, а
с ними и вероотступничество. Бригем твердо держался избранной им веры и
работал не покладая рук. Ему удалось приостановить дезертирство. Более
того - в самые тяжелые времена он умудрился многих обратить в свою веру.
Постепенно он стал пользоваться все большим влиянием и доверием у
братии. Вскоре он сделался одним из двенадцати "апостолов церкви", а
затем завоевал еще более влиятельное и высокое положение, став
президентом Двенадцати. После того как огайцы поднялись И изгнали
мормонов из своего штата, мормоны осели в штате Миссури. Бригем
сопровождал их. Миссурийцы прогнали их, и они отступили в Науву, штат
Иллинойс. Там они начали процветать и воздвигли храм с притязанием на
архитектурное изящество, - в краю, где кирпичное здание суда с куполом,
возвышающимся над железной кровлей, вызывало почтительный трепет, этот
храм обратил на себя внимание. Но и здесь мормонов продолжали теснить и
преследовать. Не помогали прокламации, в которых Джозеф Смит клеймил и
осуждал многоженство, как противоречащее правилам мормонов: обитатели
обоих берегов Миссисипи утверждали, что среди мормонов процветает пышным
цветом многоженство, да и многое другое. Бригем вернулся из поездки в
Англию, где он основал мормонскую газету и откуда вывез, несколько сотен
новообращенных. С каждым шагом возрастало его влияние на братию. Затем
"язычники" из Миссури и Иллиноиса вторглись в Науву и убили Джозефа
Смита. Некий мормон по имени Ригдон провозгласил было себя главой
мормонской церкви и мормонской общины вместо покойного Смита; он
попробовал даже свои силы в качестве пророка. Однако идущий за ним был
сильнее его. Улучив момент, Бригем, все преимущество которого состояло в
обладании более острым умом и крепкой волей, свергнул Ригдона с его
высокого поста и занял его сам. Больше того - он проклял Ригдона и его
приверженцев сложным проклятием, объявил, что его "прорицания" исходили
от дьявола, и в заключение предал "лжепророка Сатане на тысячу лет", -
на такой срок еще никого не осуждали в Иллинойсе! Народ признал своего
властелина. Тотчас подавляющим большинством голосов он избрал Юнга своим
президентом и до сего дня относится к нему с беззаветной преданностью.
Бригем умел заглядывать вперед - свойство, которым никто другой из
видных мормонов как будто не обладал. Он понял, что лучше податься в
пустыню своей волей, нежели ждать, когда их туда оттеснят. И вот по его
приказу подданные его собрали свои скудные пожитки, обратили спины к
домам своим, а лица к пустыне и морозной февральской ночью, при свете
зарева от горящего со всей священной утварью храма, который они подожгли
собственноручно, потянулись печальной чередой через Миссисипи. А через
несколько дней они расположились лагерем на западной границе штата
Айова, и бедность, лишения, голод, холод, недуги, тоска и травля сделали
свое дело: многие, не выдержав всех этих невзгод, погибли. Что бы там ни
говорили, это были настоящие мученики! Те, кто выжил, задержались там
еще на два года, в то время как Бригем с небольшим отрядом пересек
пустыню и основал город Грейт-Солт-Лейк-Сити (город Великого Соленого
Озера), нарочно для этого избрав место, которое _не являлось
собственностью ненавистного американского правительства и находилось вне
его юрисдикции_. Этот факт не следует забывать. Описанные события
относятся к 1847 году. Не успел Бригем со своим народом поселиться в
новом городе, как их постигло еще одно бедствие - кончилась война, и
Мексика передала убежище Бригема неприятелю - Соединенным Штатам
Америки. В 1849 году мормоны образовали "свободное и независимое"
правительство и объявили себя "Штатом Дезерет", а Бригема Юнга своим
президентом. Однако на следующий год конгресс Соединенных Штатов дал
щелчок по их самолюбию, и то же самое сочетание гор, полыни, солончаков
и всеобщего запустения превратил в "территорию Юта", но при этом все же
назначил Бригема Юнга ее губернатором. В течение последующих лет
переселенцы волна за волной тянулись через пустыни и земли мормонов в
Калифорнию, но, несмотря на это, церковь оставалась незыблема и верна
своему повелителю и господину. Голод, жажда, нужда и горе, ненависть,
презрение и преследования со стороны окружающих не пошатнули мормонов в
их вере и преданности своему вождю. Они устояли даже против соблазна
золота, - а ведь у скольких народов загубило оно цвет молодежи, выкачало
последние соки! Из всех возможных испытаний испытание золотом - самое
суровое, и в народе, его выдержавшем, должно быть заложено нечто весьма
основательное.
Территория Юта и Грейт-Солт-Лейк-Сити процветали. Перед тем как
покинуть Айову, Бригем Юнг напоследок явился в церковь, облачившись в
одежды всеми оплакиваемого пророка Смита, и совершил от его лица
торжественное рукоположение "президента Бригема Юнга"! Народ с восторгом
проглотил это благочестивое мошенничество, и власть Бригема окончательно
укрепилась. А затем - и пяти лет не прошло! - он объявил многоженство
одним из основных догматов церкви, сославшись на "откровение", которое
якобы еще девять лет назад сошло на Джозефа Смита, хотя всем известно,
что Джозеф Смит до самой смерти своей боролся с многоженством.
Бригем по скромному началу своей карьеры и постепенному продвижению
к великолепию и славе мог равняться с самим Эндрю Джонсоном.
Последовательно прошел он все ступени: рядовой мормон, миссионер на
родине, миссионер за границей, издатель и редактор, апостол, президент
апостольского департамента, глава мормонской общины, наделенный духовной
и светской властью; волею неба - преемник Смита, "пророк",
"прорицатель", "провидец". Оставалась одна лишь ступень, и он смиренно
взошел на нее - объявил себя господом богом!
Ему уготован, так утверждает он, собственный рай после смерти, где
он будет богом, жены его - богинями, а дети - князьями и княжнами
небесными. Все верные мормоны будут допущены в этот рай вместе со своими
семьями и займут там положение соответственно количеству жен и детей,
которыми они успели обзавестись. Если кто из верных умрет, не успев
нажить жен и детей в количестве, необходимом для того, чтобы
пользоваться уважением в загробном мире, кто-нибудь из друзей может
взять себе несколько жен во имя покойника и вырастить ему недостающее
потомство; все они будут зачтены покойнику и соответственно повысят его
в ранге.
Не следует забывать, что мормоны по большей части вербуются среди
людей невежественных, наивных, малоразвитых, обладающих ограниченным
кругозором; не следует также забывать, что жены мормонов стоят на том же
уровне и что дети, рожденные от их союза, вряд ли сильно отличаются от
своих родителей; не следует упускать из виду и того, что в течение
сорока лет этих несчастных травили - травили без устали, без жалости!
Толпа улюлюкала им вслед, избивала их и стреляла по ним; их подвергали
проклятиям, презрению и изгнанию; они бежали в глушь, в пустыню, уже
изможденные болезнями и голодом, стенаниями нарушая вековую тишину и
усеивая долгий путь свой могилами. И все это они претерпели за то лишь,
что пожелали жить и верить так, как велела им их совесть. Все это
необходимо помнить, и тогда станет понятна та неумирающая ненависть,
которую мормоны питают к нашему народу и правительству.
Ненависть эта стала подниматься на дрожжах древней обиды с той самой
поры, как мормонский край Юта начал процветать, а церковь богатеть и
крепнуть. Бригем в качестве губернатора территории недвусмысленно дал
всем понять, что Мормония существует для мормонов. Соединенные Штаты
пытались поправить дело назначением правительственных чиновников из
Новой Англии и других антимормонских областей, но Бригем значительно
осложнил въезд этих чиновников в территорию, находящуюся под его
управлением. Соединенным Штатам пришлось прогнать трехтысячное войско
через пустыню, чтобы водворить своих чиновников на предназначенные для
них посты. Однако, когда сии джентльмены были водворены, толку от них
было не больше, чем от каменных идолов. Они издавали законы, на которые
никто не обращал внимания и которые не могли быть проведены в жизнь. В
стране, где преступления и насилие над личностью совершались на каждом
шагу, федеральные судьи заседали лишь на потеху дерзкой толпе, что
собиралась поглазеть на них в свободное время, ибо судить было некого,
делать было нечего, да и дел-то никаких не велось. Если истцом был
"язычник", мормонские присяжные выносили решение, какое им было угодно,
с приговором же федерального суда мормоны не считались, и привести его в
исполнение не было никакой возможности. Наши президенты слали в Юту одну
партию чиновников за другой, и всякий раз результат был один - они
мрачно отсиживали какое-то время, день за днем глотая оскорбления, видя
кругом угрюмые физиономии и при всякой попытке выполнять свой долг
нарываясь на косые взгляды и прямые угрозы, - и наконец либо сдавались и
становились жалким орудием мормонов, либо, не выдержав, запуганные
вконец, покидали территорию. Если же случайно чиновник оказывался
человеком неробкого десятка и ему удавалось показать свою храбрость,
тотчас какой-нибудь покладистый президент вроде Бьюкенена или Пирса
смещал его с должности и на его место ставил очередное бревно. В 1857
году, в том самом, когда Крэдлбо был судьей, губернатором Юты чуть было
не назначили генерала Харни; слово "страх" в сознании этих двоих имело
смысл самый абстрактный. Хотя бы потому, что они внесли бы разнообразие
в несколько монотонную историю угодливости и беспомощности федеральных
властей, приходится пожалеть, что этим двум не суждено было служить
одновременно в территории Юта.
Такое положение дел мы застали, когда нам довелось побывать в Юте.
Управление территорией проявляло позорную беспомощность, и единственной
реальной силой там был Бригем Юнг. Это был абсолютный монарх - монарх,
который не считался с нашим президентом, смеялся над нашей армией, когда
она осаждала его столицу, и, без малейшего смущения выслушав весть о
том, что августейший конгресс Соединенных Штатов торжественно объявил
многоженство противозаконным, преспокойно завел себе еще двадцать пять
или тридцать жен.


Б. РЕЗНЯ НА ГОРНОМ ЛУГУ

Мормоны мстили и мстят за преследования, коим подвергались и - как
они считают - продолжают подвергаться по сей день, ибо самоуправления им
так и не дали. Почти забытая ныне "резня на Горном лугу" была делом их
рук. История эта в свое время нашумела порядком - по всей стране только
и разговоров было, что об этом зверстве. Освежим ее в памяти читателя в
общих чертах. Однажды большой обоз переселенцев из Миссури и Арканзаса
проследовал через Солт-Лейк-Сити; к обозу присоединилось несколько
мормонов из недовольных, в надежде под его прикрытием совершить побег.
Этого одного было бы достаточно, чтобы воспламенить гнев мормонских
главарей. Но сюда еще присоединилось то обстоятельство, что переселенцы
- сто сорок пять или полтораста ничего не подозревающих душ - ехали из
Арканзаса, где незадолго до описываемых событий был убит крупный
мормонский миссионер, и из Миссури - штата, о котором мормоны вспоминали
как о самом рьяном гонителе первых "святых" в эпоху, когда мормонская
община была малочисленна, бедна и не имела друзей. Таким образом,
путники не внушали к себе симпатий. И, наконец, в обозе были большие
богатства - скот, лошади, мулы и всякое другое имущество, - как же было
мормонам, которые во всем стремились подражать древнему израильскому
племени, как же было им не схватить "добычу" у неприятеля, когда сам
господь бог "предал ее им в руки"?
Итак, говоря словами миссис С. В. Уэйт в ее любопытной книге
"Мормонский пророк", случилось, что "Бригему Юнгу, Великому и Верховному
Государю, иначе говоря - Богу, было "откровение", на основании которого
он приказал президенту Дж. С. Хейту, епископу Хигби и Джону Д. Ли
(приемный сын Бригема) собрать побольше людей из тех, на кого можно
положиться, одеть их индейцами, напасть на проклятых язычников (так
говорилось в "откровении") и сразить всех до единого стрелами
Всевышнего, чтобы никто не мог поведать миру, как обстояло дело; если
понадобится, привлечь настоящих индейцев в качестве союзников, посулив
им часть добычи. Долг свой выполнить точно и без промедления, скот
пригнать до наступления зимы, ибо такова воля Всемогущего Господа Бога".
Задание, заключенное в "откровении", было добросовестно выполнено.
Большой отряд мормонов, нарядившись индейцами и разрисовав себе лица,
нагнал обоз примерно в трехстах милях к югу от Солт-Лейк-Сити и там на
него напал. Переселенцы тотчас окопались, превратили свои фургоны в
редуты и мужественно и успешно отбивались целых пять дней. Миссурийцев и
арканзасцев не очень-то запугаешь жалкой пародией на "свирепых
индейцев", прозябающей в Юте! Каждый переселенец готов был сражаться с
пятьюстами из них.
На шестой день мормоны решили прибегнуть к военной хитрости.
Отступив к верхнему краю "Луга", они переоделись, смыли с себя краску и,
вооруженные до зубов, подъехали в фургонах к осажденным переселенцам,
поднявши белый флаг парламентеров. Увидев белых людей, переселенцы
побросали ружья и приветствовали их радостными Криками. В ответ на белый
флаг, вряд ли даже подозревая всю патетичность своего жеста, они подняли
на воздух младенца, одетого в белое.
Во главе этих неожиданных белых "избавителей", стояли президент Хейт
и епископ мормонской церкви Джон Д. Ли. О дальнейших действиях этих
предводителей мистер Крэдлбо (исполнявший в то время обязанности
федерального судьи в Юте, а впоследствии - сенатор от Невады) рассказал
в своей речи, произнесенной в конгрессе:
"Заявив, что находятся в хороших отношениях с индейцами и что
последние настроены весьма свирепо, они предложили свое посредничество,
обещав переселенцам походатайствовать за них перед индейцами. Переговоры
длились несколько часов, и после (мнимого) совещания с индейцами
парламентеры предъявили ультиматум, якобы продиктованный дикарями,
согласно которому переселенцам предписывалось всем До единого покинуть
лагерь, оставив в нем все, вплоть до оружия. Мормонские же вожди обещали
привести военные отряды и конвоировать переселенцев до ближайших
поселений. Ради спасения своих семей переселенцы условия приняли.
Мормоны удалились, а затем вернулись с вооруженным отрядом в тридцать
или сорок человек. Переселенцы выстроились в колонну; впереди шли
женщины и дети, за ними мужчины, и, наконец, шествие замыкала мормонская
охрана. Когда в таком порядке они прошли примерно с милю, был дан сигнал
- и началось избиение. Почти все мужчины были убиты на месте выстрелом в
спину. Только двоим удалось убежать на сто пятьдесят миль в пустыню, но
их там нагнали и убили. Женщины и дети, пробежав ярдов двести, были
добиты "охраной" и индейцами. Из всего обоза уцелели семнадцать душ -
дети, из которых самому старшему не было восьми лет. Так сентября 10-го
в год 1857 совершилось одно из самых жестоких, подлых и кровожадных
убийств во всей истории нашей родины".
В этой бойне мормоны уничтожили сто двадцать человек.
С неслыханным мужеством открыл судья Крэдлбо заседание суда и
призвал Мормонию к ответу за массовое убийство. Какая картина! Суровый
ветеран, одинокий, гордый и мужественный, гневно взирающий на мормонских
присяжных и аудиторию, состоящую сплошь из мормонов, - он то издевается
над ними, то обрушивает на них молнии своей ярости!
Вот что писала "Территориел энтерпрайз" в передовой, посвященной
этому событию:
"Он говорил и действовал с неустрашимостью и решительностью,
достойной Джексона; но присяжные отказались признать состав преступления
и не захотели даже высказаться по отдельным пунктам обвинительного акта;
со всех сторон неслись угрозы в адрес судьи и правительственных войск,
имеющие целью заставить его отступиться от взятого им курса.
Убедившись в полной бесполезности присяжных, судья распустил их,
облив их ядом своего сарказма. Затем, будучи облечен исполнительной
властью, он один, без всякой посторонней помощи, принялся за дело. Он
допрашивал свидетелей, производил повсеместно аресты и тем внес такое
расстройство в ряды "святых", какого они не знали со дня основания
мормонской общины. Перепуганные старшины и епископы, по последним
сведениям, бежали, спасая шкуру; последовали удивительные разоблачения,
и выяснилось, что самые высокие служители церкви замешаны в
многочисленных убийствах и ограблениях "язычников", имевших место в
последние восемь лет".
Если бы в ту пору губернатором Юты был Харни, Крэдлбо нашел бы у
него поддержку, и тогда приведенные им доказательства виновности
мормонов в последней бойне, а также во многих ранее совершенных
убийствах доставили бы кое-кому из граждан бесплатный гроб и в придачу -
случай им воспользоваться. Но в ту пору пост федерального губернатора
занимал некий Камминг, который из странного желания щегольнуть
объективностью всячески ограждал мормонов от посягательств правосудия. В
одном случае он даже выступил в печати с протестом по поводу того, что
судья Крэдлбо привлек правительственные войска для выполнения своих
задач.
Миссис Уэйт заключает свой в высшей степени интересный отчет о
зверской бойне следующим замечанием и кратким обзором улик, отличающимся
точностью, достоверностью и четкими формулировками;
"Для тех, кто склонен еще сомневаться в причастности Юнга и его
мормонов к этому делу, предлагается настоящий свод улик и обстоятельств,
которые не просто указывают на возможность их виновности, но и
доказывают эту виновность с полнейшей достоверностью:
1. Показания самих мормонов - участников дела, снятые судьей Крэдлбо
в присутствии помощника шерифа Соединенных Штатов Роджерса.
2. Отсутствие какого бы то ни было упоминания об этом деле в отчете,
представленном Бригемом Юнгом в качестве инспектора по делам индейцев.
Также полное молчание обо всем в церкви, которое было нарушено лишь
спустя несколько лет после упомянутых событий.
3. Бегство в горы высокопоставленных представителей как духовной,
так и мирской власти мормонов в самом начале следствия, предпринятого по
этому делу.
4. Замалчивание всей истории церковным органом "Дезерет ньюс" -
единственной газетой, выходившей в ту пору в Юте; когда же газета через
несколько месяцев и высказалась по этому поводу, то лишь затем, чтобы
отрицать причастность мормонов к совершенным преступлениям.
5. Показания детей, уцелевших после бойни.
6. Тот факт, что на следующий день после резни в ряде мормонских
семей появились как дети, так и имущество, принадлежавшее убитым.
7. Показания индейцев, находившихся неподалеку от места резни;
показания эти приводятся не только Крэдлбо и Роджерсом, но
подтверждаются также и рядом офицеров, а также Дж. Форнеем, который в
1859 году занимал пост инспектора по делам индейцев в территории Юта.
Свои показания упомянутым лицам индейцы давали добровольно и
неоднократно.
8. Показания капитана 2-го драгунского полка, Р. П. Кембелла,
откомандированного весною 1859 года в Санта-Клара для охраны
путешественников по дороге в Калифорнию, а также для расследования
случаев нападения на них индейцев".


Перевод А. Старцева