82. Шалости мастера

Писательское ремесло было главным увлечением Марка Твена. Но, человек из народа, он писал не только веселые рассказы и путевые заметки, романы и восхитительные очерки. В его личном архиве осело множество текстов, сочиненных им не для публикации (хотя некоторые из них он выпустил небольшим тиражом и раздарил друзьям). Речь о непристойных юморесках, анекдотах и сказках.

Твен обожал истории «с перчиком». И смеялся он столь заразительно, столь открыто, что мало кто мог рядом с ним удержаться от хохота, даже не расслышав, над чем же смеется писатель.

Но не стоит думать, что «закрытые» истории Твена это нечто вроде американского варианта Баркова. Непристойные шутки лишь инструмент, средство для выражения какой-либо идеи, заложенной в твеновскую миниатюру. Наглядный пример — эротическое (!) эссе «1601 год: беседы у камина». Это Твеновский вариант «Декамерона», хотя и в более компактном виде. Действие происходит при дворе королевы Англии. Собравшись у камина, королева и ее приближенные рассказывают друг другу о своих сексуальных приключениях...

Когда-то Марк Твен с сожалением заметил: «Деликатность, унылая и фальшивая деликатность крадет у литературы два самых лучших жанра, ей принадлежащих: сказки и анекдоты, которые рассказывают в семейном кругу, и непристойные рассказы».

Самое примечательное в этих частных «словесных упражнениях» Твена то, что и в них он оставаться абсолютно свободным, естественным и точным. В его исполнении даже непристойности становятся музыкой. Так что какой уж тут Барков... Твен — и только Твен.

Читать дальше

Обсуждение закрыто.