Введение

Марк Твен и его творчество давно стали одним из символов Соединённых Штатов Америки. Литературным произведениям великого американского писателя посвящено множество научных трудов: в них анализ художественной прозы превалирует над разбором журналистской работы. На это в некоторых случаях указывали и сами исследователи: «Разумеется, не всегда можно с уверенностью провести грань между публицистикой писателя и его очерками, и рассказами»1. Такой подход объясняется в том числе тем, что в произведениях Марка Твена, практически с самого начала работы журналистом, было видно стремление к комбинированию различных жанровых форм, что привело к тесному взаимодействию факта и вымысла в его прозе.

Объект исследования — журналистские произведения Марка Твена, начиная с ранних корреспонденций для газеты «Маскатин Джорнэл» (1853—1855 гг.), новостных заметок и репортажей для газеты «Территориэл Энтерпрайз» (1862—1865) и заканчивая художественной публицистикой, включающей жанры фельетона, очерка и памфлета — эти произведения были напечатаны в различных газетах и журналах (отдельные памфлеты представляли собой речь, записанную позднее) с 1866 по 1905 гг.

Предмет исследования — жанровое и тематическое своеобразие информационной журналистики и публицистики Марка Твена, взаимодействие на всех рассматриваемых этапах творчества достоверного факта и художественного вымысла, а также влияние, которое вымысел оказывал на содержание, композицию, общий замысел произведений для газеты. В то же время мы рассматриваем взаимосвязь журналистики и последующего литературного творчества писателя (схожие приёмы повествования, персонажи, мотивы и т. д.).

Научная проблема связана со сложностью взаимодействия факта и образа в журналистских работах Марка Твена. Несмотря на общепризнанную установку, что журналистика не допускает вымысла, Марк Твен часто использовал в материалах для газеты художественные средства выразительности, включал в корреспонденции вымышленных персонажей и домысливал сюжеты, что привело в некоторых случаях к смешению достоверного материала и выдумки.

Хронологические рамки исследования охватывают творчество Марка Твена с 1853 года по 1905 год. Однако преимущественно мы заостряем внимание на периоде 1862—1870 гг., так как именно в это время Сэмюэл Клеменс активно сотрудничает с газетами и журналами, пишет большое количество новостных заметок, репортажей, корреспонденций, путевых писем.

Рабочей гипотезой исследования является утверждение, что творчество Марка Твена развивалось по пути диалектического взаимодействия информативного и художественного дискурсов. Признаками этого становятся вымышленные персонажи, приём маски, сценическое построение сюжета, пародийный тон повествования, большое количество гипербол, метафор и аллегорий.

Важно, что и в литературном творчестве Марка Твена мы наблюдаем привязанность к актуальным событиям — именно на страницах газеты и журнала Сэмюэл Клеменс впервые рассуждает о тех проблемах и тенденциях, которые впоследствии становятся «базовым материалом» для его художественных произведений.

Цель нашего исследования — доказать, что журналистика Марка Твена на разных этапах её развития отличалась особенным взаимодействием факта и вымысла, а художественная проза писателя, в свою очередь, могла включать публицистику.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

— дать анализ журналистской работы Марка Твена в русле информационных жанров — заметки, корреспонденции и репортажа, выявить возникающие уже тогда черты субъективизма;

— проследить взаимовлияние художественного вымысла и факта в публицистических материалах Марка Твена в более поздний период его журналистской деятельности, когда информационная функция отходила на второй план, уступая место аналитической;

— найти в художественных произведениях Марка Твена отсылки к журналистским работам: темы, мотивы, персонажи и сюжеты; доказать проходящую через всё творчество взаимосвязь публицистики и литературы.

О новизне исследования свидетельствует тот факт, что журналистику Марка Твена, как правило, рассматривали в тесной связи с его литературным творчеством, не представляя чёткой жанровой дифференциации. Анализа ранней журналистики Марка Твена как таковой в отечественном твеноведении ещё не было. Мы пытаемся проследить взаимосвязь зрелого творчества знаменитого классика с первыми успехами в газетном деле и последующим сотрудничеством с литературными журналами.

Опираясь на труды отечественных и американских учёных, в творчестве Марка Твена можно обнаружить множество жанров: в одних выделяется установка на точный факт и лаконичное повествование, другие насыщены художественной образностью и поэтому по функциональным и тематическим особенностям относятся к художественной публицистике (или литературной журналистике). Кроме того, подавляющее большинство информационных заметок, корреспонденций и репортажей Марка Твена не переведены на русский язык, а значит, эта сторона его мастерства практически не освещена в отечественной критике.

Актуальность диссертационной работы заключается в том, что исследование может оказаться полезным в дальнейшем изучении наследия Марка Твена, так как связь между его журналистским и литературным творчеством очевидна: в некоторых случаях сложно провести границу между художественным рассказом и произведениями, которые в отечественных трудах принято обозначать термином «художественная публицистика». Кроме того, изучение журналистики Марка Твена незаменимо для понимания особенностей самого журналистского и литературного процесса в США второй половины XIX века.

Интерес к творчеству американского писателя не ослабевает. Об этом свидетельствует постоянно обновляемое содержание интернет-сайтов, посвящённых как литературному творчеству писателя, так и его журналистским работам. На сайте www.twainquotes.com размещены журналистские материалы Марка Твена, многие из которых ещё не изданы даже в США. Здесь можно найти сканы газет и журналов XIX века. В одном лишь разделе о газете «Территориэл Энтерпрайз» (Territorial Enterprise) насчитывается более двухсот произведений, расположенных хронологически, но иначе никак не систематизированных. Если же рассмотреть всё содержание сайта, то число материалов доходит до шестисот — и подавляющее большинство относится именно к журналистике. Об интересе к теме нашей диссертации свидетельствует постоянно обновляемый раздел на сайте с критическими статьями.

Еще одно доказательство актуальности темы — это ожидаемый в 2017 году выпуск в США сборника ранее никому не известных журналистских колонок Марка Твена, которые были написаны в 1865—1866 гг. Уникальный материал около года назад обнаружили в архивах учёные Калифорнийского университета в Беркли. Выход этой книги определённо вызовет всплеск интереса к журналистике Марка Твена2.

Предмет и задачи нашего исследования потребовали использования совокупности методов: мы обращаемся к эмпирическим, логическим (или общенаучным), метатеоретическим (философским) методам, используем метод качественного анализа. Особое значение в работе имеют конкретно-научные методы исследования. В нашем случае это методы филологических дисциплин: биографический, композиционный и мотивный анализ.

Логика нашего исследования строится по пути принципиального совмещения различных методологических направлений и приёмов. Так, на начальном этапе работы мы пользуемся эмпирическим методом изучения документов. В первую очередь, это изучение первоисточников, американской и отечественной критической литературы.

Также мы используем методы сравнения, индукции, дедукции и классификации. В настоящем исследовании классификация в первую очередь нужна для выявления жанровой структуры журналистики Марка Твена.

Сравнение как эмпирический метод является отправной точкой для сравнительно-исторического метода, который позволяет проследить эволюцию отдельно взятого теоретического понятия. Так, в нашем исследовании ключевую роль играют понятия «журналистика», «публицистика», а также жанры американской прессы — «feature story», «tall-tale», «humorous sketch» (фельетон / очерк, байка / небылица, юмористический скетч / зарисовка). Используя сравнительно-исторический метод, мы постараемся представить изменение теоретической парадигмы и дать анализ этих понятий в XIX веке и в наше время.

Кроме того, уже на начальном эмпирическом уровне мы неизбежно приходим к уровню более высокого порядка — всеобщему, или философскому методу герменевтики, который примыкает к более конкретному контекстуальному методу. А.М. Новиков в своей работе «Методология» замечает: «Отличительной чертой этого метода в гуманитарном познании является то, что оно (наблюдение) необходимо должно быть дополнено пониманием»3. Об искусстве понимания, или толкования текста серьёзно заговорили в начале XX века. В скором времени для обозначения искусства постижения смыслов художника стали использовать термин «герменевтика», который впоследствии стали применять и к описанию особого метода гуманитарного познания. Особенность нашего исследования заключается в том, что мы пытаемся взглянуть на журналистский и литературный процесс в США середины XIX века через сочинения Марка Твена. Герменевтика сочетает в себе и диалектический метод постижения действительности, где объекты показаны в тесной связи с культурными и историческими явлениями, но вместе с тем они не теряют своей индивидуальности. Диалектика позволяет уловить противоречия в развитии явления, а метод культурологического контекста погрузиться в понимание объекта в определённую эпоху, строить свой анализ, исходя из оценок и предпочтений того времени.

Одним из основных логических методов нашего исследования является метод анализа, который мы будем применять преимущественно при разборе журналистских работ Марка Твена. В данном случае этот метод, на наш взгляд, тесным образом примыкает к специальным композиционному и структурно-функциональному методам. Одним из центральных понятий в структурно-функциональном методе является «иерархия»: есть «пружины» текста, без которых произведение уже не несёт определённую функцию. Этот метод для нашего исследования крайне полезен, так как позволяет выявить основные элементы в прозе Марка Твена и обосновать их функциональное значение. Например, приём ярна как особой формы сцепления анекдотов, сказовый метод, представляющий собой каркас, на котором держится содержание многих его заметок.

Структурно-функциональный метод связан с композиционным анализом. В исследовании мы рассматриваем взаимовлияние информационного и художественного дискурсов в творчестве Марка Твена: часто за традиционной формой информационной заметки скрывался вымысел, наполненный сатирическим содержанием. Именно композиционный метод позволил выявить скрытые планы текста, которые принципиально важны для уяснения целей творчества на определённом этапе и позволяют сделать выводы о характере развития журналистики как в формальном, так и в содержательном отношении.

Наконец, мы обратимся к специальному мотивному методу. Если структурно-функциональный метод нужен преимущественно для анализа формы произведения, то мотивный метод обращается к содержанию произведений. Главная цель этого метода — выявить мотив как интертекстуальный элемент, определив таким образом основные тематические направления творчества.

Историография исследования включает критические работы о творчестве Марка Твена, учебные пособия по теории отечественной и американской журналистики, теории литературы.

В нашей стране и за рубежом вышло множество книг и монографий о творчестве Марка Твена. В первую очередь мы опирались на те из них, где достаточное внимание уделяется анализу журналистики.

Для любого исследователя одной из самых важных и авторитетных книг о творчестве и жизненном пути знаменитого американского писателя остаётся труд его личного секретаря А. Пейна — «Марк Твен. Биография. Личная и литературная жизнь Сэмюэла Лэндхорна Клеменса» (1912)4.

После смерти первого биографа в 1940 г. работа по публикации наследия Сэмюэла Клеменса перешла к Бернарду ДеВото. В работе «Америка Марка Твена»5 (1932) критик превозносил талант литератора, утверждал, что именно тонкое понимание народного юмора и философии фронтира позволило Марку Твену достичь небывалого творческого успеха. Это мнение разделяли такие исследователи, как С. Клеменс, X. Греттен, Д. Мейси и др. Ван Вик Брукс, напротив, ставил под сомнение величие Марка Твена как литератора и сатирика. По мнению историка литературы, Марк Твен не состоялся как писатель из-за страха общественного мнения. В работе «Испытание Марка Твена»6 (1920) он утверждал, что прозаик отличался постоянным «журналистским подходом» к своим художественным произведениям, а в его прозе не было изощрённости. К этому радикальному направлению примыкали А. Креймборг, Г. Хикс, Ф. Харрис, Э. Синклер и др.

В нашей работе особое внимание уделено термину «литературная журналистика», ведь многие исследователи считали Марка Твена предтечей этого направления. После выхода книги Т. Вулфа «Новая журналистика» (1973) вышло множество пособий по теории и практике этого явления. Для работы мы отобрали только те из них, где фигурирует имя Марка Твена.

Ценной для нас является книга под редакцией Т. Коннери «Библиографический указатель американской литературной журналистики: типичные писатели возникающего жанра» (1992)7, где статья Д. Нельсона о Марке Твена представляет американского писателя и журналиста в широком литературоведческом и историческом контексте; автор приводит множество редких фактов, ссылается на мнения других исследователей об истоках новой журналистики и ведущей роли Марка Твена в формировании направления. Особенно полезна информация о типе и содержании газет, с которыми он сотрудничал. Некоторые незначительные на первый взгляд факты частично помогли в раскрытии проблемы исследования: например, упоминание о том, что своим псевдонимом журналист начал подписывать статьи, уже значительно отошедшие от строгих канонов сухого информационного сообщения.

Достаточно много о журналистике Марка Твена написано в книге Г. Беллами «Марк Твен как литературный мастер» (1950)8. Исследовательница часто даёт жанровые обозначения произведениям Марка Твена (например, «Чем занимается полиция» — sketch; «the feature material» — о работах для «Территориэл Энтерпрайз»), которые далеко не всегда совпадают с отечественной терминологией. Но так как в работе мы пытаемся «примирить» американскую и российскую теории жанров, эта информация оказалась очень ценной.

В 1996 г. выходит книга Э. Эпплгейта «Литературная журналистика: биографический словарь писателей и редакторов»9 с обширным исследованием истоков явления литературной журналистики и отдельной небольшой статьёй о Марке Твене.

В работе «От факта к вымыслу: журналистика и художественная литература в Америке» (1985)10 Ш. Фишкин анализирует влияние журналистики Марка Твена на его литературное творчество, доказывая, что многие художественные приёмы, темы и персонажи присутствовали ещё на страницах фельетонов, очерков и памфлетов. Эта работа представляет панораму журналистской и литературной жизни США XIX и начала XX века. Ш. Фишкин подробно описывает творческий путь Марка Твена, упоминая почти все газеты и журналы, с которыми ему удалось сотрудничать. Мысль, что взаимодействие факта и вымысла нашло выражение, с одной стороны, в особенной публицистической заострённости комических розыгрышей и журналистских мистификаций, а с другой — в уникальном таланте писателя раскрывать правду через ложь, проходит лейтмотивом в книге и занимает важное место в настоящей диссертации.

В исследовании мы ссылаемся на пособия по истории и теории американской журналистики и литературы: Г. Олден «Произведение для журнала и новая литература» (1908), К. Андерсон «Литературная журналистика: теория, критика, педагогика» (1989). М. Рикетсон «Создание очерка: как исследовать и писать газетные и журнальные статьи» (2004), «Энциклопедия американской журналистики» под редакцией С. Вона (2008) и др.

Справочные труды американских ученых — «О Марке Твене» Л. Будда, Х. Кэди (1987), энциклопедия творчества «Марк Твен» под редакцией Д. ЛиМастера, Д. Уилсона и К. Хамрика (1993) и энциклопедический словарь Р.К. Расмуссена «Марк Твен. От A до Z. Необходимые сведения о его жизни и трудах» (1995)11 включают множество редких фактов из истории создания как журналистских, так и художественных произведений Сэмюэла Клеменса. Эти книги представляют собой результат накопленного почти за столетие опыта в изучении творчества американского классика.

Для понимания литературной и журналистской атмосферы западных штатов Америки, в которой творил Марк Твен, нам очень помогла биография Р. Пауэрса «Марк Твен. Жизнь»12. Особое внимание мы уделили главе «Журналистская контркультура», где исследователь подробно освещает время работы Марка Твена в газете «Территориэл Энтерпрайз». Исключительную важность имеют сведения о предыстории создания корреспонденций и заметок (например, отчёты о состоянии многочисленных шахт, о весёлых пародиях [spoof — англ.] из Карсон-сити, о разоблачении журналистских мистификаций — эта информация важна как еще одно доказательство фиктивности рассматриваемых информационных сообщений). Также важно, что исторические факты Р. Пауэрс преподносит в широком контексте, не обходя вниманием и современников Сэмюэла Клеменса, в частности Дэна де Квилла.

Книги Д. Андервуда обращаются к особенностям американской журналистики XIX века. В работе «Журналистика и роман. Правда и вымысел 1700—2000» (2008) диалектически раскрывается смысл двух фундаментальных понятий — журналистика и литература, причём в различные эпохи становления словесности (с XVIII века до наших дней). На концепцию диссертации особенно повлияли мысли об искусстве Марка Твена писать полуправдивые, приковывающие к себе внимание статьи — такое умение поощряли сами редакторы, ведь «сенсации» ожидали многие читатели, охваченные в то время «вирусом» развлекательных газетных розыгрышей не меньше, чем золотой лихорадкой.

Д. Андервуд продолжил тему в новейшем исследовании «Необъявленная война между журналистикой и художественной литературой: журналисты в истории литературы, отклоняющиеся от жанров» (2013). Что такое «правда» и «факт» в понимании Марка Твена и других мастеров слова, которых Д. Андервуд называет «журналистско-литературными фигурами», а иногда просто «фокусниками»13? Автор опирается на исторические реалии и общий культурологический контекст, напрямую повлиявшие на формирование уникального типа словесности. Автор с философской точки зрения подходит к принципиальному вопросу: «Что заставляло журналистов приукрашивать и придумывать факты?» — эти рассуждения внесли весомый вклад в разработку теоретической части диссертации.

Среди отечественных монографий о творчестве американского классика не так много работ, где бы уделялось внимание именно информационной журналистике. Обычно этот период либо обходили стороной, либо рассматривали публицистику Марка Твена в неразрывной связи с литературными произведениями.

В нашей стране одним из первых о Марке Твене пишет М.О. Мендельсон в биографическом очерке 1939 года. Продолжение — книга 1964 года14. Автор последовательно рассказывает о жизни и творчестве американского писателя, отдельную главу посвящает юмору Дикого Запада, который оказал значительное влияние на становление мастерства Сэмюэла Клеменса. Лейтмотивом книги становится мысль о демократическом посыле его произведений: Мендельсон утверждал, что знаменитый прозаик ополчался против «буржуазной Америки» и «империализма». В главе о поздних памфлетах эта мысль звучит с ещё большей силой.

М.И. Боброва в монографии «Марк Твен. Очерк творчества» (1952)15 рассматривает художественные приёмы писателя, подробно анализирует памфлеты. Неоспоримое достоинство работы — цитаты из высказываний Сэмюэла Клеменса о печати того времени. Тем не менее гораздо большее внимание в книге уделяется анализу литературных произведений, нежели журналистике.

Немалое место публицистике писателя уделяет А.С. Ромм в книге «Марк Твен» (1977)16. Вначале автор отмечает огромное влияние западного фольклора, ставшего формирующим фактором творчества. Юмористика США 30—70-х гг. становится источником вдохновения для Марка Твена, который следует тенденции заменять пространные описания действием, а обработанный диалект фронтира делает одним из важнейших приёмов в художественной прозе. Важны также замечания о маске «простака» — основе многих знаменитых юмористических и сатирических произведений.

Изучением творчества Марка Твена также занимался А.М. Зверев. В 1985 году в издательстве «Детская литература» выходит его книга «Мир Марка Твена. Очерк жизни и творчества»17. Несмотря на достаточно пессимистическую тональность позднего творчества Марка Твена, настроение монографии к последним страницам практически не изменяется — А.М. Зверев пытается сохранить и передать ощущение яркого беззаботного юмора Сэмюэла Клеменса. Статью 1989 г. «Философская проза Марка Твена» А.М. Зверев уже полностью посвящает «сатирическому, обличительному, беспощадному»18 творчеству, разбирает поздние литературные произведения («Таинственный незнакомец» и др.), а не публицистику.

Значительным этапом в российском литературоведении становится сборник статей «Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы», вышедший в 1987 году под редакцией Я.Н. Засурского19.Для диссертации мы преимущественно рассматриваем статьи П.В. Балдицына «Новеллистика Твена» и «Политический памфлет Марка Твена». В первой статье проводится важная для нас мысль о взаимодействии форм комической журналистики и злободневной публицистики США с художественной литературой. По мысли П.В. Балдицына, памфлет — это плодотворная форма синтеза газетного материала, насыщенного социальным обобщением, и литературы, избравшей предметом своего отображения злободневные события.

В 2004 году выходит книга П.В. Балдицына «Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы»20, где творчество американского писателя и журналиста рассматривается на широком фоне литературной жизни Соединённых Штатов Америки и других стран, прослеживается становление литературного мастерства великого американца, подробно рассматривается жанровое взаимодействие в его прозе.

В 2016 году вышла монография Б.А. Гиленсона «Марк Твен: судьба «короля смеха»»21, раскрывающая грани личности американской легенды, в том числе и его журналистский талант, который оказал непосредственное влияние на последующее творческое становление и пропитывал многочисленные литературные произведения Марка Твена изнутри.

Мы обращаемся к исследованиям по теории отечественной журналистики и литературы: Е.И. Журбина «Теория и практика художественно-публицистических жанров» (1969); А.А. Тертычный «Жанры периодической печати» (2000); «Основы творческой деятельности журналиста» ред.-сост. С.Г. Корконосенко; З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова «Риторические основы журналистики» (2003); Е.Г. Власова «Основы творческой деятельности журналиста: художественно-публицистические жанры» (2010)22 и др.

Мы учитывали особенности англоязычной терминологии, которая не во всех случаях совпадает с российской.

Большое значение для нас имели те критические работы на английском языке, где представлен анализ произведений Марка Твена в газетах и журналах. Отечественные твеноведы обращались преимущественно к литературным произведениям, а о новостных заметках, корреспонденциях и репортажах в советской и российской критике практически ничего не написано. Тем не менее исследования наших учёных помогли при воссоздании исторического и литературного контекста: влияние юмора фронтира на творчество писателя, особенности художественных приёмов, суждения об изменениях в общественном и политическом устройстве США на рубеже веков и др. Кроме того, анализ литературных произведений особенно пригодился в процессе работы над последней главой диссертации, где мы прослеживаем влияние журналистики на романы и рассказы, а в некоторых случаях пытаемся отыскать «прототипы» литературных персонажей в художественной публицистике.

Литературное творчество великого американского писателя подпитывалось идеями и приёмами, впервые возникшими именно в журналистике (схожие формы повествования, композиция, персонажи, фабула, общие темы и др.).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что наше исследование окажется полезным при дальнейшем изучении наследия Марка Твена, так как связь между его журналистским и литературным творчеством очевидна: в некоторых случаях сложно провести границу между художественным рассказом и произведениями, которые в отечественных трудах принято обозначать термином «художественная публицистика». Кроме того, изучение журналистики Марка Твена незаменимо для понимания особенностей самого журналистского и литературного процесса в США второй половины XIX века. Разработанная нами при анализе жанрового своеобразия теоретическая база может представлять научную значимость для последующих работ как о Марке Твене, так и об американской журналистике вообще.

Необходимо определить, что мы подразумеваем под понятием «журналистика» в контексте исследования. Важно, что с позиции читателя американских газет середины XIX в. журналистика представляла собой причудливое и непредсказуемое сочетание факта и вымысла.

Редакторы в то время прекрасно осознавали, что читатели были склонны воспринимать газету не только как источник информации, но и как средство приятного времяпрепровождения. Подтверждением этого может служить сама система рубрик, а также их расположение на страницах. Например, на первой же полосе газеты «Лос-Анджелес Стар» (Los Angeles Star), рядом со столь традиционной для американской прессы того времени разнообразной лаконичной рекламой, размещалась поэтическая колонка, и лишь следом за ней шли новости о положении дел на войне (Гражданская война в США, 1861—1865 гг.). Примечательно, что подавляющее большинство стихотворений поэтической колонки выходило без подписи.

Примерно та же картина на страницах другой газеты западного побережья — «Раши ривер флаг» (Russian Rriver Flag). Первая колонка каждого номера — имена руководителей страны (United States official directory — официальный список должностей федерального уровня, State official directory — на уровне штата, County official directory — на уровне округа и т. д.). За ней следует реклама самого разного свойства (начиная с новости об открытии фирмы, продающей фургоны, повозки и лошадей со всем необходимым для езды снаряжением и заканчивая частными объявления докторов и адвокатов)23. А уже в третьей колонке видим материалы развлекательного характера: образец восторженной, перенасыщенной риторическими фигурами поэзии от некоей Ирэн Ирвинг «Реальность — идеал» (Irene Irving «Real-Ideal»), затем юмористический скетч «Заём» (Borrowing) о тяжелой жизни заимодавцев, а после серия эссе на отвлечённые темы («Что можно купить на пять центов» [Five cents' worth], «Как сделан настоящий тамплиер» [How a good Templar is made] и др.).

Особой популярностью у читателей пользовалась основанная в 1863 году в Остине газета «Риз Ривер Ревей» (Reese River Reveille). С приходом в 1873 году на пост главного редактора Фреда Гарта издание узнали за пределами штата. Однажды, чувствуя нехватку материала, Гарт придумал интересный ход — представил читателям занимательные вымышленные дискуссии старожилов клуба лжецов Сазерак (в газете — the Sazerac Lying Club). «В течение нескольких лет Гарт развлекал читателей, публикуя ложь, которая якобы принадлежала вымышленным членам клуба. Рассказы Гарта были перепечатаны по всей стране и в Германии»24.

Само понятие журналистики представлялось достаточно размытым в то время, ведь из-под пера авторов выходили не только стандартные лаконичные новостные заметки, но и традиционные для культуры американского фронтира байки (англ. tail-tale), не гнушающиеся приёмами чёрного юмора шутки (англ. practical jokes), в большей или гораздо меньшей степени насыщенные публицистикой рассказы и даже стихотворения и поэмы. Почему эта тенденция получила такое распространение? Отчасти это объясняется историческими и географическими факторами. Атмосфера западного фронтира породила фигуру бесстрашного пионера, бросающего вызов природе и мужественно противостоящего сложным обстоятельствам жизни. Но в этой борьбе одной силы духа было недостаточно, поэтому появился юмор как психологическое средство защиты. Он мог быть достаточно грубым и основанным на фантастическом гротеске (вспомним фольклорных героев Поля Баньяна и Дэви Крокетта). Но такой комизм отвечал потребностям времени, неспокойного и захватывающего.

В диссертации мы оперируем рядом других теоретических понятий и, следуя традиции отечественной критики, рассматриваем журналистику Марка Твена конца 60-начала 70-х гг. в свете жанров художественной публицистики — в четвёртой главе представлен анализ фельетонов, памфлетов и очерков. Под просто публицистикой мы понимаем освещение острых злободневных тем, часто в сатирическом свете (это может быть не только печатный материал, но, например, речь или лекция).

В художественной публицистике действительность преобразуется через сознание и воображение автора, и он отражает своё видение событий не через прямолинейность и бесхитростность обычной новости, а используя художественные средства выразительности. Е.Г. Власова пишет: «Художественная публицистика — это познание общественно-политических закономерностей действительности с помощью объединения рационального и эмоционально-образного мышления»25. В контексте нашей работы «рациональное» — это факт, работа с документальным материалом, а приметами «эмоционально-образного мышления» обычно становятся вымышленные персонажи или проработанный сюжет, вплотную приближающие журналистику к литературе. Однако мы не до конца согласимся с тем, что художественная публицистика избирает своей темой лишь «общественно-политические закономерности». В большей степени это утверждение применимо к памфлету — очерк и фельетон отличаются меньшей саркастичностью, касаются общечеловеческих проблем, часто повествуют о всевозможных курьёзах и «причудах» человеческого характера.

В американской критике «памфлет» и «эссе» сохраняют свои названия (англ. pamphlet, essay), а выражение «feature story» применимо как к очерку, так и к фельетону. Такое «воздействие на текст» может оставаться в границах информационного дискурса, но также и выходить за его пределы, если речь идет о воссоздании действительности с помощью художественных образов, которые, к тому же, обладают самостоятельной эстетической ценностью и имеют первостепенное значение в концепции произведения (в последнем случае мы имеем дело уже с литературой).

Некоторая сложность заключается в том, что в американском литературоведении и теории журналистики термин «художественная публицистика» отсутствуют. Наиболее подходящей заменой обозначению этой жанровой группы можно считать понятие «литературная журналистика» (англ. «literary journalism» / «creative journalism»). С выходом в 1973 г. книги Томаса Вулфа «Новая журналистика» этот термин вошёл в язык науки и критики. Автор отмечает характерные особенности такой журналистики: разговорная живая речь, повествование, построенное по сценическим законам, внимание к ярким деталям, активная вовлеченность автора, его комментарий. Томас Вулф упоминает Марка Твена рядом с литературными журналистами середины XX в. — Т. Капоте, Х. Томпсона, Н. Мейлера, Г. Талезе, Д. Дидион и других. Его современниками, которые совмещали художественность и информативность, были Д. Ральф (сотрудничал с «Харперс Мансли»), Л. Хирн, И. Кобб, Ф. Уорд О'Мэлли и др. — их творческая деятельность приходится на конец XIX — начало XX века.

Марк Твен как литературный журналист упоминается в следующих работах: У. Деннис и Э. Риверс «Другие голоса: Новая журналистика в Америке» (1974), Ч. Флиппен «Освобождение медиа: новая журналистика» (1974), Д. Холловел в труде «Факт и вымысел: новая журналистика и документальный роман» (1977), Р. Вебер «Литература факта: литературная журналистика в американских работах (1980), Ш. Фишкин «От факта к вымыслу: журналистика и художественная литература в Америке» (1985), Т. Коннери «Библиографический указатель американской литературной журналистики: типичные писатели развивающегося жанра» (1992), Э. Эпплгейт «Литературная журналистика: биографический словарь писателей и редакторов» (1996)26.

Т. Коннери отмечает: «Литературную журналистику можно кратко определить, как невымышленную прозу, чьё поддающееся проверке содержание видоизменено и облачено в форму рассказа или очерка, благодаря использованию повествовательных и риторических приёмов, обычно ассоциирующихся с литературным произведением»27. Исследователь также замечает: «Некоторые крайние консерваторы всё ещё настаивают на использовании термина «новая журналистика», но литературная документалистика, художественная документалистика, документальный роман, документальный рассказ и новый репортаж — это несколько названий, используемых для описания того, что здесь называется новой журналистикой»28.

С начала 70-х гг. XIX в. Марк Твен начинает совершенствоваться в жанре памфлета, который также в отечественной науке принадлежит к художественной публицистике. Справедливости ради заметим, что это слово (англ. «pamphlet») используют и американские учёные, что нельзя сказать о фельетоне — его эквивалентом в англоязычной филологии выступают слова «скетч», «очерк» (англ. «feature story» / «sketch»). Однако необходимо уточнить, что английский термин «памфлет» прежде всего относится к самой форме публикации — это брошюра, буклет. Например, Фрэнк Ливелл замечает по поводу «Монолога короля Леопольда»: «Посчитав статью слишком серьёзной для журналов, Твен отдал её в общество по проведению реформ в Конго, которое напечатало её как брошюру в 1905 году»29. То, что мы привыкли называть памфлетом — экспрессивная речь или материал для газеты, представляющий реакцию на злободневные и, как правило, значительные события, в западной критике часто обозначается более нейтральным словом «эссе».

Мы будем использовать как термин «памфлет», так и родственный ему — «публицистическое эссе». С той лишь разницей, что во втором случае предполагается, что обличительный пафос не носит такого бескомпромиссного и ожесточённого характера — присутствует критика и рассуждения Марка Твена как краеугольный камень произведения, но отсутствует третья функция памфлета по теории П.В. Балдицына30 — низвержение социального зла. В параграфе о памфлетах Марка Твена выделены подвиды этого жанра: памфлет-новелла, памфлет-маска от лица «невинного» рассказчика, памфлет-парадокс, памфлет-речь, памфлет в форме диалога, памфлет-антиутопия, памфлет-политическое обозрение, памфлет-обвинение в форме защиты.

В американском литературоведении термин «фельетон» практически вышел из употребления, и его значение значительно отличается от представленного в отечественных исследованиях. Это слово впервые появилось во французской журналистике и сначала обозначало материал незатейливого содержания, помещающийся под чертой в конце страницы. Вскоре так стали называть художественное произведение, чаще роман, который печатали с продолжением, в нескольких выпусках одного журнала. В середине девятнадцатого века фельетоны распространились в викторианской Британии, приобретя, правда, весьма «неоднозначный статус»31: «Термин всё чаще стал свободно использоваться в Британии для обозначения литературного пасквиля в журнале или газете <...> Серьёзная пресса часто принижала фельетон за его поверхностность»32.

Совсем другое отношение к фельетону в России. Его содержание — это обычно поучительная история из жизни, главной составляющей которой является юмор или мягкая ирония, в отличие от саркастичного памфлета. В этом смысле у Марка Твена действительно было немало фельетонов. Использовать именно этот термин в работе позволил нам и тот факт, что о фельетоне, применительно к творчеству американского писателя, немало было сказано в нашей критике. Лишь некоторые примеры: «Твен быстро выдвинулся как фельетонист «Энтерпрайз»»33; «С другой стороны, во многих статьях писателя, носящих ясно выраженный публицистический характер, не говоря уже о его фельетонах, есть немало художественного вымысла, вставных сценок и т. д.34»; «От конкретных фактов Твен идёт к обобщению, от обличительных репортажей и фельетонов — к художественно-публицистическому памфлету»35 и др.

Пограничное положение очерка между публицистикой и художественной прозой объясняет те сложности, которые возникают, когда мы решаем, к журналистике или же литературе относится такое произведение. В исследовании проделана большая работа по выделению основных признаков журналистского проблемного очерка Марка Твена: наравне с повествовательным дискурсом, это документальность и публицистическая заострённость.

В главе 1 «Сэмюэл Клеменс в новостной журналистике» представлен подробный анализ журналистской деятельности Марка Твена с 1862 по 1863 г. Мы обращаемся к ранним новостным заметкам и репортажам в газете «Территориэл Энтерпрайз», в которых в первую очередь выделяем опору на факт. Глава состоит из двух параграфов.

В главе 2 «Сочетание различных жанровых форм и взаимодействие факта и вымысла. Подвижный жанр письма-корреспонденции в ранней журналистике» мы вводим термин «письмо-корреспонденция», указывающий на тесное взаимодействие двух речевых пластов — журналистского дискурса и стиля личного сообщения, напоминающего дневниковую запись. В главе рассмотрены произведения Сэмюэла Клеменса для газеты «Маскатин Джорнэл», написанные им в 1853—1855 гг. а также серия произведений для газеты «Сан-Франциско Дейли Морнинг Колл» (1863) и заметки для «Сан Франциско Буллетин» (ноябрь—декабрь 1866). В главе 3 параграфа.

В главе 3 «Вымысел и вымышленные персонажи в журналистике Марка Твена» мы вплотную приближаемся к той границе, что отделяет литературу от информационных жанров. В первом параграфе мы обращаемся к журналистским мистификациям. По своим целям они отличались от литературных. Во втором параграфе главы подробно останавливаемся на образе Ненадёжного — вымышленном персонаже многих корреспонденций Марка Твена. Композиция таких произведений позволила прийти к выводу, что этот карикатурный образ занимал немалое место в работах Марка Твена, ведь он строил повествование таким образом, что реальные факты и краткая статистическая информация следовали лишь после буффонадных скетчей с вымышленным персонажем. Также мы подробно останавливаемся на значении образа мистера Брауна в «Письмах с Сандвичевых островов». В последнем параграфе главы представлен анализ серии пародийных колонок Марка Твена «Ответы корреспондентам» (1865). Глава состоит из 2 параграфов.

Вымысел и художественная типизация стремительно проникали в журналистику, наметив перелом в творчестве — Марк Твен всё более отдалялся от работы корреспондента, хроникёра событий и обратил своё пристальное внимание на жанры очерка, фельетона и памфлета, о чём подробно идёт речь в главе 4 диссертации «Факт и его претворение в образах». В этой части работы мы рассмотрели произведения, которые уже значительно отличались от предыдущих журналистских работ прежде всего новым соотношением вымысла, а во-вторых, приёмами повествования и композицией. Действительность преобразовывалась в сознании и воображении автора, и он отражал своё видение не через прямолинейность и бесхитростность обычной новости, а используя художественные средства выразительности. В главе 2 параграфа и 5 под-параграфов.

В заключении обобщаются итоги исследования и приводятся результаты проверки гипотезы.

Примечания

1. Мендельсон М.О. Рассказы, очерки, публицистика (статья) // Собр. соч. Марка Твена. В 12 т. М.: Госуд. изд. худ. лит., 1959—1961. — Т. 10. — 1960. С. 698.

2. Mark Twain Papers / Berkeley Library. University of California: [сайт]. URL:http://www.lib.berkelev.edu/libraries/bancroft-librarv/mark-twain-papers (дата обращения: 07.04.2016).

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007. URL: http://www.mtas.ru/uploads/methodology.htm#_Toc162510419 (дата обращения: 07.04.2016).

4. Paine A.B. Mark Twain: A Biography, the personal and literary life of Samuel Langhorne Clemens. New York.: Harper & Brothers, 1912.

5. DeVoto B. Mark Twain's America, and Mark Twain at Work. Boston: Houghton Mifflin Comp., 1967.

6. Brooks V.W. The Ordeal of Mark Twain. New York.: E.P. Dutton and Company, 1920.

7. Connery T.B. A Sourcebook of American Literary Journalism: Representative Writers in an Emerging Genre. New York: Greenwood Press, 1992.

8. Bellamy G. Mark Twain as a Literary Artist. Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1950.

9. Applegate E. Literary Journalism: A Biographical Dictionary of Writers and Editors. Westport, CT: Greenwood Press, 1996.

10. Fishkin S.F. From fact to fiction: Journalism and imaginative writing in America. Baltimore: Johns Hopkins University Press edition, 1985.

11. Budd L. Cady E. On Mark Twain. Durham: Duke University Press, 1987; The Mark Twain encyclopedia / Ed. J.R. LeMaster, J.D. Wilson; editorial and research assistant C.G. Hamric. New York, London: Garland Publishing, 1993; Rasmussen R.K. Critical to Mark Twain: A Literary Reference to His Life and Work. New York: Facts on file, 2007.

12. Powers R. Mark Twain. A life. New York, London, Toronto, Sydney: Free press, 2005.

13. Здесь и далее перевод автора диссертационной работы, если не указано иное. Underwood D. The Undeclared War between Journalism and Fiction: Journalists as Genre Benders in Literary History. New York.: Palgrave Macmillan, 2013. P. 15.

14. Мендельсон М.О. Марк Твен. М.: Молодая гвардия, 1964: [сайт]. URL: http://www.rulit.net/books/mark-tven-read-258724-l.html (дата обращения: 07.04.2016).

15. Боброва М.Н. Марк Твен. Очерк творчества. М.: Гос. изд. худ. лит., 1962.

16. Ромм А.С. Марк Твен. М.: Наука, 1977.

17. Зверев А.М. Мир Марка Твена. Очерк жизни и творчества. М.: Дет. лит., 1985.

18. Зверев А.М. Философская проза Марка Твена // Предисловие к «Таинственному незнакомцу». М.: Политиздат, 1989. URL: http://lib.ru/INPROZ/MARKTWAIN/proza.txt (последняя дата обращения: 07.04.2016).

19. Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы / Отв. ред. Я.Н. Засурский. М.: Наука, 1987.

20. Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. М.: Изд. «BK», 2004.

21. Гиленсон Б.А. Марк Твен: судьба «короля смеха»: монография. — М.: ИНФРА-М, 2016.

22. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. — М.: Мысль, 1969; Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект Пресс, 2000; Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание. СПбИВЭСЭП, 2000; Власова Е.Г. Основы творческой деятельности журналиста: художественно-публицистические жанры. Пермь: Ред.-изд. отд. Перм. гос. ун-та, 2010.

23. California digital newspaper collection. A Freely Accessible Repository of Digitized California Newspapers from 1846 to the Present: [сайт]. URL: http://cdnc.ucr.edu/cgibin/cdnc?a=cl&cl=CL1&e=-en-20-1-txt-txIN-1 Мы обращаемся к номеру от 30 декабря 1869 года.

24. «For several years, Hart entertained readers by printing the lies supposedly told by the fictitious club members. Hart's stories were reprinted throughout the country and in Germany». Literary Nevada. Writing from the silver state / Ed. by Cheryll Glotfelty. Reno & Las Vegas: University of Nevada Press, 2008. P. 139.

25. Власова Е.Г. Основы творческой деятельности журналиста: художественно-публицистические жанры: учеб. пособие. Пермь: Ред.-изд. отд. Перм. гос. ун-та, 2010. С. 8.

26. Dennis E. Rivers W. Other Voices: The New Journalism in America. San Francisco: Canfield press, 1974; Flippen C. Liberating the Media: The New Journalism. Washington: Acropolis books, 1974; Hollowell J. Fact and Fiction: The New Journalism and the Nonfiction Novel. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1977; Weber R. The Literature of Fact: Literary Nonfiction in American Writing. Athens: Ohio University Press, 1980; Fishkin S. From fact to fiction: Journalism and imaginative writing in America. Baltimore: Johns Hopkins University Press edition, 1985; Connery T. A Sourcebook of American Literary Journalism: Representative Writers in an Emerging Genre. New York.: Greenwood Press, 1992: Applegate E. Literary Journalism: A Biographical Dictionary of Writers and Editors. Westport, CT: Greenwood Press, 1996.

27. «...Literary journalism can briefly be defined as nonfiction printed prose whose verifiable content is shaped and transformed into a story or sketch by use of narrative and rhetorical techniques generally associated with fiction». Connery B. Thomas. Preface / A Sourcebook of American Literary Journalism: Representative Writers in an Emerging Genre. New York: Greenwood Press, 1992. P. XIV.

28. Ibid.

29. «Finding the article too severe for the magazines, Twain gave it to the Congo Reform Association, who printed it as a pamphlet in 1905». Leavell F. Belgian Congo // The Routledge Encyclopedia of Mark Twain / Ed. By J.R. LeMaster, J.D. Wilson. New York: Roudedge, 2011. P. 68.

30. Балдицын П.В. Политический памфлет Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы / Отв. ред. Я.Н. Засурский. М.: Наука, 1987. С. 90.

31. «The feuilleton enjoyed an ambiguous status at best». Brake L. Demoor M. Dictionary of Nineteenth-century Journalism in Great Britain and Ireland. London: Academia press and the British library, 2009. P. 217.

32. «The term increasingly came to be used loosely in Britain to describe a literary squib Feuilleton was frequently disparaged by the serious press for its superficiality». Ibid.

33. Старцев А.И. Марк Твен и Америка / Предисловие к I тому Собр. соч. Марка Твена в 8 томах. М.: Правда, 1980. С. 2.

34. Мендельсон М.О. Рассказы, очерки, публицистика (статья) / Собр. соч. Марка Твена: в 12 т. М.: Госуд. изд. худ. лит., 1959—1961. — Т. 10. — 1960. С. 698.

35. Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. М.: Издательство «BK», 2004. С. 206.





Обсуждение закрыто.