5. Клерикалы и атеист

Однако любая большая работа вызывает не только признание и похвалы.

Значительная часть путевых заметок Марка Твена посвящена Палестине и святым для христиан и мусульман местам. Но и эти места Твен описывает как юморист — легко и с улыбкой, вызвавшей возмущение святош...

Скажем прямо, времена были все-таки либеральные. Если бы «Простаки» были написаны и опубликованы сегодня, спустя почти полтора столетия, в нашем в доску компьютеризированном и автомобилизированном двадцать первом столетии, Твен подвергся бы нешуточным преследованиям со стороны ортодоксальных мусульман (чего стоит, к примеру, твеновское описание следа, оставленного Пророком на камне). Досталось бы ему и от христианских блюстителей веры (например, за описание гроба Господня, поделенного между конфессиями). Рассказано-то в книге все в высшей степени убедительно, да... как-то несерьезно. С легкой иронией (но, заметим, все же не с издевкой).

Однако дело ограничилось лишь нападками в прессе, да кое-где запретами книги. Не самое страшное, что может случиться с писателем и его книгой (вспомните судьбу Салмана Рушди).

Твен никогда особо не скрывал, что в Бога не верит. Более того, состоявшись как писатель, он не упускал случая высмеять клерикалов. Вот всего лишь одна цитата. Слова, как всегда, предельно точные и беспощадные...

«По меркам нашего нынешнего христианства, каким бы скверным, ханжеским, внешним и пустым оно ни было, ни Бог, ни его сын не являются христианами и не обладают качествами, дающими право даже на это весьма скромное звание». 



Обсуждение закрыто.