Введение

В мировой литературе существуют писатели, значение творчества которых со временем раскрывается со все большей полнотой — таков Марк Твен (Mark Twain — Samuel Langhorne Clemens — 1835—1910). «Именно XX век открыл в полной мере масштаб Твена... Марк Твен был широко известен в Европе не только как писатель, но и как своеобразный полпред Америки. Он был ее национальным достоянием, ввел американскую словесность в круг великих литератур мира... Твен был живым классиком, фигурой легендарной, почти мифологической1».

На протяжении полутора столетий творчество М. Твена вызывает неугасающий интерес рядовых читателей, критиков и исследователей — появляются современные переиздания его текстов на различных языках2 и классических монографий по творчеству писателя3; выходят в свет новые труды зарубежных и отечественных исследователей (статьи, монографии, диссертации), широко представлены отклики на творчество писателя на интернет-сайтах. В России его имя приобрело особую популярность — афоризмы М. Твена активно используются в современном рекламном бизнесе.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена неугасающим интересом к творчеству Марка Твена, который отразил проблемы национальной самобытности, осмысления особенностей национального характера, ментальности, идентичности. Творчество писателя напрямую связано с важнейшими тенденциями в литературе США рубежа XIX—XX веков. М. Твен является родоначальником американской реалистической литературной традиции, в его произведениях отражены опыт литературы фронтира, идеи американского трансцендентализма, прагматизма. Произведения писателя продемонстрировали его глубокий интерес к собственной стране и к «чужому» миру, в них раскрыта проблема взаимоотношений Старого и Нового Света.

В США издано большое количество литературоведческих работ о жизни и творческой деятельности американского писателя. В этом ряду особо стоит отметить различные издания автобиографии Марка Твена, под редакцией таких авторов, как Альберт Пейн (секретарь и помощник Твена, владелец его личного архива, редактор его посмертных изданий), Б. Де Вото, Чарльз Нейдер, Майкл Кискис4. Достаточно подробный обзор библиографии о Твене представлен в диссертации В.А. Шачковой5, мы остановимся на самых последних исследованиях.

2010 год (дата столетия со дня смерти Твена) был ознаменован повышенным интересом к личности и творчеству писателя — увидели свет новые (вряд ли последние) варианты автобиографии писателя. Под редакцией Гарриет Элинор Смит вышел первый из трех томов новой, пятой автобиографии Твена6. В это издание помещены материалы личного архива писателя, которые он завещал опубликовать спустя 100 лет после его ухода из жизни, однако новых неожиданных откровений в этом издании нет.

В отечественном литературоведении также существует огромное количество работ по творчеству писателя. Большинство из них включены в библиографические указатели по творчеству Твена7 и в указатели по американской литературе8. Указатели представляют полный перечень работ по исследуемому автору, однако самый современный из них останавливается на критических трудах 2005 года. Мы в своей работе обращаемся и к изданиям, вышедшим в 2005—2012 гг.

Во второй половине XX — начале XXI в. Марк Твен продолжает привлекать внимание ученых, появляются исследования, касающиеся самых разнообразных аспектов твеновского творчества. Их можно классифицировать следующим образом. Во-первых, это работы биографического характера, таких отечественных авторов, как: А.И. Старцев, А.М. Зверев, М.Н. Боброва, Г. Ионкис, М.О. Мендельсон, Б.А. Гиленсон, М. Чертанов9.

В ряду американских публикаций 2010 года следует отметить четыре книги. Среди них монография профессора техасского A&M университета Джерома Ловинга «Марк Твен. Приключения Семюэля Клеменса»10. В этой новой биографии Ловинг фокусирует свое внимание на изображении Твена как юмориста и мастера сарказма, проливает новый свет на мировоззрение, жизненный путь и трагедию автора «Приключений Гекльберри Финна».

Безусловный интерес вызывает и книга Роя Морриса «Как Семюэль Клеменс добился признания на Западе и стал Марком Твеном»11. Моррис высоко оценивает талант Твена-юмориста Запада, он проливает новый свет на этот решающий, но остававшийся совершенно неисследованным, период жизни американского писателя.

Особый взгляд на жизнь и творчество Твена представляет книга профессора Indiana State University Михаэла Шелдена12, который, рассматривая личность писателя, сосредоточил свое внимание на его блестящем актерском даре, на его умении произвести эффект на аудиторию. Шелден укрепил имидж американского писателя как выдающегося лектора, в воображении американской общественности предстающего как «неукротимая икона Америки — человек в белом».

Также заслуживает внимания исследователей монография Лауры Тромбли «Другая женщина Марка Твена»13. Тромбли разыскала женщину по имени Изабель Ван Клик Лайон (Isabel Van Kleek Lyon), которая предположительно сыграла значительную роль в последний год жизни Твена, и которая возможно владеет ответами на вопросы о жизни и творчестве Твена. На основании полученной информации Тромбли выстраивает свое исследование о Марке Твене.

Во-вторых, необходимо отдельно выделить исследования, касающиеся религиозных и мировоззренческих пристрастий М. Твена, авторами которых являются: C.T. Harnsberger, L.J. Budd, A. Ensor, P.S. Foner, J.Q. Hayes14.

В-третьих, это труды, посвященные анализу различных аспектов поэтики произведений Твена, таких исследователей, как: В.В. Брукс, Б. Де Вото, З.В. Новицкая, О.А. Бобок, А.С. Ромм, Л.П. Башмакова, Я.Н. Засурский, А.М. Зверев, Н.В. Бардыкова, П.В. Балдицын15.

В-четвертых, это исследования, касающиеся проблемы национального в творчестве Твена: H.G., AJ. Berret, S.F. Fishkin, S. Gillman, F.G. Robinson, C. Neider, Baetzhold, Е.А. Стеценко, П.В. Балдицын16.

В настоящее время не утихает интерес научного сообщества к творчеству Марка Твена. Об этом свидетельствуют диссертации, появившиеся в последние десятилетия (П.В. Балдицын, 2004 г.; О.А. Бобок, 2000 г.; Д.В. Пьянов, 2004 г.; В.А. Шачкова, 2009 г.17).

Творчество Твена и отклики на него грандиозно представлено в Интернете18. На зарубежных и отечественных сайтах можно найти большое количество разнообразной информации по этой теме. Это публикации текстов американского писателя, материалы по биографии, журналистской деятельности, о специфике юмора писателя, критические материалы по определенным произведениям писателя, по проблемам переводов его текстов, существует библиография научно-исследовательских трудов и сайтов о Твене. В интернете широко представлена деятельность центра изучения Марка Твена в колледже г. Элмайра (США), где писатель провел последние годы жизни. В интернете разработана виртуальная экскурсия по местам жизни писателя и его героев, этот проект включает в себя документальные кадры с самим Твеном.

Представленный обзор критической и исследовательской литературы, касающейся творчества Марка Твена, наглядно продемонстрировал, насколько глубоко и всесторонне оно изучено. Однако в рамках предпринятого исследования нас в большей мере интересует типология образа простака и влияние на Твена идей Просвещения, данные аспекты оказались изучены исследователями в меньшей степени. Проблема героя волновала литературу во все времена, ведь герой — это тот фокус, к которому стягиваются все нити художественного мира произведения. Как отметил В.П. Скобелев, именно «в логике событий, в том, как складываются человеческие судьбы, к каким итогам приходят персонажи, как формируются их отношения и к каким результатам эти взаимоотношения приводят»19, заключается позиция автора в эпической литературе. А авторская позиция, общепризнанно, является основным смысловым и оценочным вектором, обеспечивающим единство и неповторимость художественного мира, запечатленного в произведении. Поэтому любое сколько-нибудь заметное в литературе явление начинается, прежде всего, с открытия своего типа героя. Ведь новый герой — это всегда новая точка зрения на мир, новая система ценностей. Не является исключением и литературное творчество Марка Твена. Из многочисленной типологии образов, созданных Твеном, нас интересует тип простака.

Литературные истоки типа простака у Твена своими корнями уходят в европейскую художественную культуру — это идеи Просвещения (концепция «естественного человека» и др.). Твену изначально была близка философия европейского Просвещения, поскольку в целом формирование реалистической эстетики в американской литературе происходило в условиях обновления просветительских идеалов. Твена, как писателя-реалиста, прежде всего сближает с просветителями опора на такие мировоззренческие категории, как вера в Разум, рационализм, просвещение (знание), свобода, независимость, равенство. Так, немецкий философ и путешественник Германн фон Кайзерлинг в своем труде 1930 г., посвященном исследованию США, писал об этой стране: «Нигде более идеи XVIII века не ощущались во всей своей чистоте в течение столь долгого времени... Я обнаруживал, что для большинства из них [мыслящих американцев] определяющим все еще является дух Джона Локка и прочих духовных лидеров эпохи Просвещения. Отличительный оптимизм Америки коренится в образе мышления XVIII века... Отсутствие всякой веры в личное превосходство... равным образом присуще XVIII столетию... Ведь именно XVIII столетие отбросило даже саму мысль, что люди могут отличаться друг от друга в бытийном отношении; именно XVIII век признавал исключительно «умение, навык»; XVIII век впервые возвестил веру в то, что благодаря воспитанию и институтам можно достичь всего что угодно»20.

Биографы свидетельствуют о том, что Твен большое внимание уделял теории естественного права Дж. Локка и концепции естественного человека Ж.-Ж. Руссо. Эти учения органично вписались в американскую реальность, поскольку огромные пространства нетронутой человеком природы влекли несметное количество людей, которые устремились туда в поисках свободы от всех традиционных социальных условностей. Основой идеологии США стали пуританские идеалы угодного Богу труда и благословенного свыше достатка и просветительские идеи (концепция естественного человека, признание равенства всех людей и др.). Концепция естественного человека, перекочевавшая в американскую жизнь, приобрела там свою специфику. Как пишет Г. фон Кайзерлинг: «Американский образ жизни... развивает практическое знание человека как никакой другой»21. Далее он углубляет мысль о роли простого человека в американском обществе: «...обыкновенный человек ценится выше, чем неординарный»22. Исследователь отмечает, что на американской почве вариант типа естественного человека преследовал противоречивые цели — обретение успеха, материальной независимости и стремление избежать цивилизации. Такое мировосприятие лежит в основе идеологии трансцендентализма (Ральф Эмерсон, Генри Торо), с точки зрения которого ценность человека целиком зависит от его отказа приспосабливаться. Достичь этого высокого духовного состояния американцам способствуют такие черты их характера, как упорный труд, стойкость, удача, смелость, решительность. Идеология и эстетика Просвещения сыграли важнейшую роль в направленности американской культуры на сознательное развитие демократических начал. Именно эту тенденцию выразил в своих произведениях Марк Твен.

В своем творчестве американский писатель следовал как представителям европейской просветительской мысли (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо), так и просветителям США (Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Томас Пейн). В духе теории естественного права Локка Твен отстаивает в своих произведениях идею природного равенства людей (негр Джим, Принц и Нищий, Янки), большую роль он отводит воспитанию в формировании характера человека (герои повести «Простофиля Вильсон» — Том Дрисколл и Чемберс). Одновременно с этим герои Твена наделены сугубо американскими качествами — они прагматичны (Том Сойер, Янки), являются индивидуалистами (полковник Селлерс), им свойственно движение от цивилизации к природе (Гек, Джим).

Исследователи расходятся во мнении об американском Просвещении. Одни считают, что европейские просветительские идеи так и остались чужеродными для американского сознания. Другие исследователи рассматривают Европу как колыбель просветительского учения, и указывают, прежде всего, на своеобразие его американского варианта. Мы придерживаемся точки зрения ученых, которые считают, что идеи европейского Просвещения, попав на американскую почву, трансформировались и органично вписались в контекст американской идеологии и литературы. Американские просветители не являлись только лишь восприемниками пришедших из Европы идей, в соответствии с особенностями культурно-исторического развития США, они концептуально обогатили его. Просвещение очень удачно было воспринято на американской почве, поскольку его идеология соответствовала мировоззрению первых поселенцев в Новом Свете, которые стремились к созданию нового общества, основанного на принципах справедливости, свободы, разума. Просвещение в США не было полной копией европейского, оно имеет свою национальную специфику: во-первых, просветительские идеи развивались на основе пуританства; во-вторых, появляется новая составляющая просветительской идеологии — прагматизм.

В культуре Нового Света европейские идеи продолжили свое развитие в творчестве американских просветителей и трансценденталистов (Ральфа Эмерсона и Генри Торо). Философы США вносили собственное новое понимание в европейскую концепцию. Учение американских просветителей основано на вере в здравый смысл и способности к рациональному самоуправлению. Это учение берет свое начало от Томаса Джефферсона, Томаса Пейна и Кревкёра. Американский исследователь Филип С. Фонер говорит о том, что хотя в произведениях Твена Томас Пейн упоминается лишь мельком, несомненно, что «Век разума» был им прочитан, когда он был учеником лоцмана23.

Американские трансценденталисты утверждали ценность духовного мира личности и человеческой души в противовес утилитарному взгляду на человека. Писателей этого направления настораживало разрушительное воздействие современной цивилизации на человека, отгороженность человека от природы. В своем учении Эмерсон и Торо использовали отдельные элементы протестантской этики (индивидуалистическую концепцию личного успеха, концепцию «равных возможностей»). Эмерсон разработал целую стратегию нравственно-практического поведения, главным в которой был принцип «доверия» к собственным побуждениям. Свои идеи он сформулировал в эссе «Доверие к себе» (1843). У американцев, с их врожденным духом индивидуализма, концепция Эмерсона находила самый живой отклик. Эмерсон и Торо оказали непосредственное влияние на формирование философских взглядов Твена, более того, Твен был лично знаком с Эмерсоном.

В целом, влияние Просвещения сохранится на протяжении всего творческого пути американского писателя.

В своем исследовании мы будем в большей мере опираться на понятие «литературный тип», поскольку оно, с одной стороны, наиболее полно и всесторонне характеризует твеновского героя, а с другой, соотносится с понятием национального характера, также принципиально значимого для нас в рамках данной работы.

Существует несколько терминов, для обозначения типа героя-простака, среди них наиболее часто употребляются:

the innocent (невинный, наивный, простой, простодушный, простак);

the simple (простой, простодушный, наивный, простак);

the simpleton (простак);

the fool (дурак, глупец)24.

Так, например, американский исследователь О. Клапп в статье «Дурак как социальный тип» выделяет разновидности так называемых «дураков»25, среди них нас интересует тип: the simple fool (простак), который характеризуется как наивный, недоразвитый, туповатый человек, над которым многие потешаются и которого легко обмануть.

Сам Марк Твен в текстах обращался именно к этим терминам — его первая большая книга носит название «The Innocents Abroad», героев второй книги «Roughing It» он называет «the simpletons».

Национальный характер простака, созданный Марком Твеном, становится сквозным образом писателя, он отражает закономерности развития американской жизни. Простак помогает выявить мировоззренческие и эстетические позиции американского писателя. Твен выстраивает свою концепцию гуманизма, реализуя ее в образе человека, который в равной мере наделен здравым смыслом и нравственным чувством, именно с этих позиций герой-простак оценивает окружающую его действительность — его удивляет неразумность, несправедливость жизненного устройства.

История функционирования типа простака в мировой литературе уходит корнями в глубокое прошлое и восходит к архетипу26 героя. Согласно концепции Е.М. Мелетинского27 в литературе позднего Возрождения архетип героя превращается в благородного чудака, не понимающего жестоких законов реальной жизни (образ Дон Кихота Сервантеса). От Дон Кихота пошел тип чудака в английском романе XVIII—XIX веков у Филдинга, Смоллетта, Голдсмита, Стерна, Диккенса (в генезисе английского эксцентрического героя участвовал и Бен Джонсон как автор пьесы «Каждый в своем юморе»). Архетип героя с самого начала теснейшим образом связан с архетипом антигероя-плута, который часто совмещается с героем в одном лице, отсюда появляется такая черта героя, как двойственность. Фольклорный анекдот и его книжные дериваты строятся на оппозиции ума (хитрости) и глупости (наивной простоты), изредка соединяемых в одном лице. В XIX в. архетип плута уступает место типу молодого человека, завоевывающего место под солнцем (Стендаль, Бальзак, Диккенс).

Крупнейшие исследователи творчества Марка Твена единодушно связывают центрального героя его произведений с литературным типом простака. Американский исследователь С. Краузе пришел к выводу, что все лучшие образы Твена имеют что-то от простака: «All of his finest characters have something of the fool in them — Simon Wheeler, Colonel Sellers, the cub pilot, Tom Sawyer, Huck, Jim, Hank Morgan, Roxy and the traveling «Mark Twain»»28. В целом, исследования образа простака в творчестве Марка Твена главным образом были сосредоточены на двух аспектах. Первый заключается в том, что тип простака реализуется не только в персонажах, но и в образе автора. Такой аспект представлен в работах А.И. Старцева, М.О. Мендельсона, М.Н. Бобровой, А.С. Ромм29. М.Н. Боброва и А.С. Ромм не просто рассматривает простака как центрального героя произведений Твена, но воспринимает его как литературный прием, с помощью которого автор выражает свои общественно-политические и философские взгляды. А.С. Ромм полагает, что писатель сам часто примеряет маску простака: «Простак» — один из постоянных персонажей американских юморесок. Его простота и наивность служат не только поводом для создания разнообразных комических ситуаций, но и маской, за которой скрывается ироническая ухмылка по адресу официального кодекса приличий. <...> Не случайно поэтому маска «простака» особенно широкое применение получила у рассказчиков-юмористов, в числе которых длительное время находился и Твен»30.

Второй аспект состоит в том, что происхождение типа простака у Твена связано с традициями культуры американского фронтира (фольклор, западный юмор) и идеями Просвещения. Таких взглядов придерживаются А.С. Ромм, которая поднимает вопрос об эволюции образа простака в творчестве Твена: «Из носителя примитивных эмоций, каким «простак» был в своем фольклорном первобытии, он преображается в человека, чье здоровое, неразвращенное сознание служит своего рода критерием оценки разнообразных жизненных явлений. Преображение это происходит на основе восприятия и другой национальной демократической традиции, а именно просветительской»31.

Данный вопрос через двадцать лет еще раз поднимет Н.В. Бардыкова32. Исследователь обращает особое внимание на специфику национального характера, полагая, что наиболее полное отражение закономерностей американской жизни XIX века представлено именно в типе простака, который является сквозным в творчестве М. Твена. Истоки формирования американского национального характера Твен искал в культуре фронтира, где существовала возможность реализовать европейские просветительские идеалы в реальной жизни. Так в образе простака Твен выразил особенности национального мышления и форм поведения, в этом типе героя по-особому, по-американски, преломились принципы просветительской мысли с тенденциями XIX века — сочетание естественного сознания с практицизмом.

В рамках интересующей нас проблемы особый интерес вызывает глава монографии Н.В. Бардыковой33 «Специфика национального характера в юмористических рассказах Марка Твена», в которой рассматривается проблема эволюции образа простака, которая, по мнению Н.В. Бардыковой «предопределена исторической судьбой фронтира»34. Сразу же следует оговорить, что, анализируя творчество Твена в целом, эволюцию интересующего нас образа Н.В. Бардыкова прослеживает лишь в юмористических рассказах писателя.

Следует отметить, что и другие критики и исследователи твеновского творчества достаточно единодушны в характеристике интересующего нас литературного типа. Практически все, в том числе А.И. Старцев, М.О. Мендельсон отмечают, что в простаке совмещаются традиции европейского Просвещения, американского юмора и культуры фронтира, что и объясняет его противоречивость, неоднозначность.

Особый взгляд на творчество Твена принадлежит исследователю-американисту П.В. Балдицыну, в монографии которого35 предложен несколько иной взгляд на саму природу интересующего нас литературного типа: «В нашем литературоведении чаще всего главного героя Твена называли «простаком» и считали его положительным героем, олицетворением американца из народа. Твена на самом деле любил народ, считал его величайшей силой истории, гордился тем, что сам вышел из простого народа, и неоднократно подчеркивал, что он — писатель для народа, но при этом никогда не склонен был идеализировать характер и точку зрения народа. <...> Простаки в произведениях Твена бывают непроходимо тупыми, их доверчивость не знает границ, они бывают также агрессивными и жестокими и часто нетерпимыми к людям другого цвета кожи, веры или языка. Существенный недостаток простака — и это Твен мог почерпнуть из произведений Вольтера или Свифта — в том, что он слишком внушаем, а его хваленый здравый смысл легко может сыграть с ним злую шутку; его порок в том, что обычно простак не обладает самостоятельностью суждений и оттого нередко становится орудием в чужих руках»36.

Автор монографии совершенно справедливо полагает, что лицо, скрывающееся за маской «Марк Твен», ни в коей мере не может быть названо простаком, скорее это шут, который ведет искусную, тонкую игру, разыгрывая из себя простоватого, недалекого американца. Несмотря на то, что в основе этой игры — ирония, «Марк Твен»-простак — персонаж неоднозначный, многогранный, его едва ли можно свести к одному типу, поскольку в этой маске соединены «признаки самых разных героев, порой прямо противоположных и взаимоисключающих»37. Действительно, анализируя творчество писателя в целом, нельзя не заметить, что простак — это и своеобразный комический автопортрет самого Твена, и шутовское воплощение разнообразных социальных, культурных, психологических типов своего времени.

Обращаясь к творчеству такого крупного писателя, как Марк Твен, трудно найти свою нишу в исследованиях, но в работе предпринята попытка это сделать. Исследователями не была рассмотрена эволюция образа простака, что и предпринято в данном исследовании. Новизна исследования. В диссертации эволюция образа простака проанализирована в контексте просветительской традиции на материале произведений большой эпической формы (романов, повестей) и сборников очерков путешествий (травелогов).

Объектом исследования является творчество Марка Твена.

Предмет исследования составляет специфика воплощения и эволюция образа простака в произведениях М. Твена.

Материал исследования:

— книги очерков «Простаки за границей, или Путь паломников» (The Innocents Abroad, or The Pilgrims' Progress, 1869), «Налегке» (Roughing it, 1872), «Пешком по Европе» (A Tramp Abroad, 1880), «Жизнь на Миссисипи» (Life on the Mississippi, 1883), «По экватору» (Following the Equator, 1897);

— романы и повести: «Позолоченный век» (The Gilded Age, 1873), «Приключения Тома Сойера» (The Adventures of Тот Sawyer, 1876), «Принц и нищий» (The Prince and the Pauper, 1882), «Приключения Гекльберри Финна» (Adventures of Huckleberry Finn, 1884), «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (A Connecticut Yankee in King Arthur's Court, 1889), «Американский претендент» (The American Claimant, 1892), «Простофиля Вильсон» (The Tragedy of Pudd'nhead Wilson, 1893);

— «Автобиография» (1924).

Цель работы — исследование эволюции образа простака в произведениях Марка Твена в свете просветительской традиции — определила постановку и решение следующих задач:

• выявить особенности восприятия Марком Твеном идей европейского Просвещения;

• создать типологию образа простака М. Твена и проследить эволюцию данного типа на разных этапах его творчества;

• исследовать традицию литературы фронтира и ее трансформацию в произведениях писателя;

• проанализировать детские образы М. Твена в контексте концепции «естественного человека»;

• выявить специфику функционирования авторской маски как одного из воплощений образа простака.

В основе методологии нашего исследования лежит системный подход. В ходе работы был использован историко-литературный метод в сочетании с биографическим и сравнительно-типологическим.

Методологической базой для настоящего исследования стали работы по теории литературы (М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, А.Н. Веселовского, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Л.Е. Пинского, В.И. Тюпы, В.Е. Хализева), историков, философов, культурологов и социологов (Д. Бурстина, Г. Кайзерлинга, М. Лернера, В.Л. Паррингтона, Дж. Сантаяны, Фр. Дж. Тёрнера и др.), труды ведущих отечественных и зарубежных американистов по общим проблемам развития литературы США (Н.А. Анастасьева, О.Ю. Анцыферовой, Б.Э. Быховского, Т.Д. Венедиктовой, Т.Г. Голенпольского, Я.Н. Засурского, И.В. Киреевой, Н.А. Кубанева, Т.Л. Морозовой, А.С. Мулярчика, О.О. Несмеловой, А.Н. Николюкина, Э.Ф. Осиповой, В.Г. Прозорова, Н.И. Самохвалова, В.И. Солодовник, Е.А. Стеценко, В.П. Шестакова, В.В. Брукса, Б. ДеВото, К. Рурк и т. д.), в том числе крупнейших специалистов по творчеству Твена (П.В. Балдицына, Н.В. Бардыковой, М.Н. Бобровой, Б.А. Гиленсона, А.М. Зверева, М.О. Мендельсона, А.С. Ромм, А.И. Старцева, А. Пейна, В.В. Брукса, М. Гайсмара, Б. ДеВото, С. Краузе, Ф. Фонера и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Идеи европейского Просвещения (теория естественного права Дж. Локка, концепция естественного человека Ж.-Ж. Руссо и др.) воспринимались Марком Твеном через национальную традицию (идеи трансцендентализма, прагматизма).

2. Образ простака у М. Твена является национальным типом; в нем воплощены черты американского национального характера.

3. Тип героя-простака представлен в образах путешествующих за пределами США и внутри страны американцев, изображенных сквозь призму проблемы взаимоотношений Старого и Нового Света.

4. Тип простака М. Твена находит свое специфическое воплощение в детских образах, которые стали наилучшим выражением концепции естественного человека. К образам детей близок и образ негра Джима, являющийся своеобразным вариантом естественного человека.

5. Тип героя-простака воплотился в авторской маске; М. Твен использует в качестве художественного приема «игру в простака».

Теоретическая значимость данной работы объясняется тем, что анализ образа простака в творчестве М. Твена позволит восполнить пробел в исследовании эволюции данного типа героя, а результаты работы могут стать теоретической базой для дальнейших исследований. Кроме того, предлагаемый способ классификации типа простака предоставляет возможность систематизации типов героев М. Твена в целом.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что представленные в ней общие выводы и конкретный анализ художественных произведений могут быть использованы в вузовском преподавании курса истории зарубежной литературы рубежа XIX—XX вв., истории литературы США для филологических и других гуманитарных специальностей, спецкурсов, посвященных углубленному изучению творчества М. Твена и проблемам становления реализма в литературе США второй половины XIX столетия.

Апробация работы. Материалы диссертации по теме исследования были представлены в докладах на международных конференциях «Межкультурные коммуникации: научные школы и современные направления лингвистических исследований» (Украина, г. Симферополь, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 г.); ежегодной конференции «Международная филологическая конференция» (г. Санкт-Петербург, СпбГУ, 2009 г.); «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (г. Казань, КФУ, 2006, 2008, 2010, 2012 г.); конференциях «Проблемы современной филологии в вузовском образовании» (г. Ижевск, 2006 г.); «Евразийство Л.Н. Гумилева и мир народов Евразии: история, современность, перспектива» (г. Казань, Каз. гос. ун-т культуры и искусств, 2011, 2012 г.); всероссийских конференциях «Мировая словесность для детей и о детях» (г. Москва, МПГУ, 2010 г.); «Литературоведение и эстетика в XXI веке (Татьянин день)» (г. Казань, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 г.); «Национальный миф в литературе и культуре» (г. Казань, ТГГПУ, 2009, 2011 г.); «М. Горький и современность: интеграция культурного пространства» (г. Казань, Каз. гос. ун-т культуры и искусств, 2013 г.); «Новые смыслы, новые формы в рекламной индустрии, в рекламном образовании» (г. Казань, Каз. гос. ун-т культуры и искусств, 2012 г.); итоговой конференции КФУ (г. Казань, 2013). Результаты исследования нашли отражение в 22 опубликованных работах.

Структура диссертации определяется поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников на русском и английском языках, включающего 354 наименования. Общий объем диссертации составляет 213 страниц.

Примечания

1. Гиленсон Б.А. Марк Твен: судьба «короля смеха». — М.: МГПУ, 2007. — С. 13.

2. Twain M. Collected Tales, Skeches, Speeches, & Essays, 1853—1890. Ed. Louis J. Budd. — N.Y.: Library of America, 1992; Collected Tales, Skeches, Speeches, & Essays, 1891—1910. Ed. Louis J. Budd. — N.Y.: Library of America, 1992; The Bible According to Mark Twain. Ed. Howard G. Baetzhold and Josef B. McCullough. — Athens: Univ. of Georgia Press, 1995; Твен М. № 44, Таинственный незнакомец / Сост. и пер. Л.М. Биндеман. Предисл. А.М. Зверева. — М.: Политиздат, 1990; Твен М. Собрание сочинений в 18 т. — М., 2002.

3. Старцев А.И. Марк Твен и Америка. — М.: Сов. писатель, 1985; Мендельсон М.О. Марк Твен. — М.: Издательство ИКАР, 2005. — 228 с.; Мендельсон М.О. Реализм Марка Твена. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — 348 с.

4. Paine A.B. Mark Twain: A Biography. The Personal and Literary Life of Samuel Langhorne Clemens. In 3 vols. — N.Y.: Harper & Bros., 1912; Mark Twain's Autobiography. Ed. Albert Paine. — N.Y.: Harper, 1924; Mark Twain in Eruption: Hitherto Unpublished Pages about Men and Events. Ed. By B. De Voto. — N.Y., 1940; De Voto B. Mark Twain at Work. — Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1942; The Autobiography of Mark Twain, Including Chapters Now Published for the First Time. Ed. Charles Neider. — N.Y.: Harper, 1959; Mark Twain's Own Autobiography: The Chapters from the North American Review. Ed. Michael S. Kiskis. — Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1990.

5. Шачкова В.А. Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60—70-х годов XIX века. Дис. ... канд. филол. наук. — Нижний Новгород, 2008. — С. 4—14.

6. Autobiography of Mark Twain edited by Harriet Elinor Smith and other editors of the Mark Twain project. The complete and authoritative edition. Vol. 1. — University of California Press: Berkeley, Los Angeles, London, 2010. — 736 p.

7. Левидова И.М. Марк Твен: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. 1867—1972. — М.: Книга, 1974.

8. Либман В.А. Американская литература в русских переводах и критике / Библиография 1776—1975. — М.: «Наука», 1977. — 451 с.; Несмелова О.О., Хабибуллина Л.Ф. Американская литература в русской критике / Библиографический указатель. — Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 140 с.

9. Старцев А.И. Марк Твен и Америка. — М.: Сов. писатель, 1985; Зверев А.М. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. — М.: Дет. литература, 1985. — 175 с.; Боброва М.Н. Марк Твен: Очерк творчества. — М., 1962; Ионкис Г. Марк Твен: заклятие смехом. — Кишинев, 2000. — 155 с.; Мендельсон М.О. Марк Твен. — М.: ИКАР, 2005. — 228 с.; Гиленсон Б.А. Марк Твен: судьба «короля смеха». — М.: МГПУ, 2007. — 248 с.; Чертанов М. Марк Твен. — М.: Мол. гвардия, 2012. — 470 с.

10. Jerome Loving «Mark Twain. The adventures of Samuel L. Clemens». — University of California Press: Berkeley, Los Angeles, London, 2010. — 491 p.

11. Roy Morris, Jr. «Lighting out for the territory. How Samuel Clemens headed west and became Mark Twain». — Simon@Schuster: New York, London, Toronto, Sydney, 2010. — 282 p.

12. Michael Shelden «Mark Twain: man in white. The grand adventure of his final years». — New York: Random House, 2010. — 482 p.

13. Laura Skandera Trombley «Mark Twain ds other woman. The hidden story of his final years. — New York: Alfred A. Knopf; 2010. — 332 p.

14. Harnsberger C.T. Mark Twain's Views of Religion. — Evanston, III.: Ward Chori, 1961; Budd LJ. Mark Twain: Social Philosopher. — Bloomington: Indiana Univ. Press, 1962; Ensor A. Mark Twain & the Bible. — Lexington: Univ. of Kentucky Press, 1969; Foner P.S. Mark Twain: Social Critic. — N.Y.: International Publishers, 1958 (Пер. на рус.: Фонер Ф. Марк Твен — социальный критик. — М.: Издательство иностранной литературы, 1961. — 416 с.); Hayes J.Q. Mark Twain and Religion: A Mirror of American Eclecticism. — N.Y.: Peter Lang, 1989.

15. Brooks V.W. The Ordeal of Mark Twain. — N.Y.: Dutton, 1920; DeVoto B. Mark Twain's America. — Boston: Little, Brown, 1932; Новицкая З.В. Традиции американского юмора XIX века и речевые средства комического у М. Твена. Автореф. диссертации, 1962; Бобок О.А. Романы М. Твена о европейской истории. Автореф. диссертации; Ромм А.С. Марк Твен и его книги о детях. — М., 1958; Ромм А.С. Марк Твен. — М.: Наука, 1977. — 192 с.; Башмакова Л.П. О твеновском этапе в американском реализме // Американская литература: проблемы развития методов и жанров. Сборник научных трудов. — Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1990. — С. 49—65; Засурский Я.Н. Марк Твен и его традиции в литературе США // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. — М.: Наука, 1987. — С. 3—10; Зверев А.М. Последняя повесть Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. — М.: Наука, 1987. — С. 109—132; Бардыкова Н.В. Образ простака в рассказах Марка Твена (К вопросу о природе юмористического характера) // Традиции и новаторство в современной зарубежной литературе / Под ред. Э.П. Зинкера. — Иркутск, 1976; Бардыкова Н.В. Юмористические рассказы Марка Твена: К проблеме становления реалистического метода. — Белгород, 1997. — 116 с.; Бардыкова Н.В. Трансформация типа простака в юмористических рассказах Марка Твена // Проблемы типологии русской и зарубежной литературы. — Белгород, 2003. — С. 209—247; Балдицын П.В. Новеллистика Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. — М.: Наука, 1987. — С. 11—34; Балдицын П.В. Политический памфлет Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. — М.: Наука, 1987. — С. 87—108; Балдицын П.В. Эпистолярный дискурс в творчестве Твена — от бытового письма и газетной корреспонденции к художественной литературе // В творческой лаборатории журналиста. — М.: Университетская книга, 2010. — С. 169—183.

16. Neider C. Mark Twain and the Russians: An Exchange of Views. — N.Y.: Hill & Wang, 1960; Baetzhold H.G. Mark Twain and John Bull: The British Connection. — Bloomington: Indiana Univ. Press, 1970; Berret A.J. Mark Twain and Shakespeare: A Cultural Legacy. — Lanham, Md.: Univ. Press of America, 1993; Gillman S., Robinson F.G. Mark Twain's «Pudd'nhead Wilson»: Race, Conflict, and Culture. — Durham, N.C.: Duke Univ. Press, 1990; Fishkin S.F. Was Huck Black? Mark Twain and African-American Voices. — N.Y.: Oxford Univ. Press, 1993; Стеценко Е.А. О художественных традициях Марка Твена в американском реалистическом романе XX века // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. — М.: Наука, 1987. — С. 179—222; Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. — М.: Издательство «ВК», 2004.

17. Балдицын П.В. Система жанров в творчестве Марка Твена и американская литературная традиция. Дис. ... доктора филол. наук. — М., 2004; Бобок О.А. Романы Марка Твена о европейской истории. Дис. ... канд. филол. наук. — СПб., 2000; Пьянов Д.В. Своеобразие исторической проблематики в творчестве Марка Твена: философия и поэтика. Дис. ... канд. филол. наук. — М., 2003; Шачкова В.А. Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60—70-х годов XIX века. Автореф. диссертации. — Нижний Новгород, 2008.

18. Зленко Г. Забытое интервью Марка Твена http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/11851241; Мендельсон М.О. «Новая династия» Марка Твена http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/12192472; Российско-американские сюжеты http://alliruk.livejournal.com/; Старцев А.И Марк Твен и американские текстологи http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/11998002; Старцев А.И. Марк Твен и русские http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/11980114; Твен М. О Горьком http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/9651730; Шмитц Нейл Марк Твен в XXI веке http://elibrary.ru/item.asp?id=9024549; Mark Twain's Image of the Moor: How innocent were the innocents www.jllonline.co.uk/journal/jllit/3.../zughoul.pd; Satire in Mark Twain's The Innocence Abroad voices.vahoo.com/satire-mark-twains-innocenc...: The Innocent Eye: Childhood in Mark Twain's Imagination www.istor.org/stable/2932416; An Analysis of Mark Twain's Humor in His The Innocents Abroad daigakuin.soka.ac.jp/assets/.../22_ejbun2.pdf: The Boys' Life of Mark Twain — XXVII. An Innocent Abroad, and... http://www.authorama.com/boys-life-of-mark-twain-1.html; Mark Twain in His Times Homepage twain.lib.virginia.edu/index2.htm: Amazon.com: Mark Twain: Books, Biography, Blog, Audiobooks www.amazon.com > ... > Classics.

19. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. — С. 20—21.

20. Кейзерлинг Герман фон Америка. Заря нового мира. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 131.

21. Кайзерлинг Герман фон Америка. Заря нового мира. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 23.

22. Там же. — С. 99.

23. Фонер Ф. Марк Твен — социальный критик. — М.: Издательство иностранной литературы, 1961. — С. 170.

24. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. — СПб: Диамант, 2003. — 960 с.

25. Цит. по: Карасик В.И., Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». — М.: Гнозис, 2006. — С. 319.

26. Понятие «архетип» в современную науку было введено К.-Г. Юнгом. Юнг понимал под архетипом в основном некие структурные предпосылки образов, набор ключевых фигур или предметов-символов, которые порождают те или иные мотивы.

27. Е.М. Мелетинский О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов // Литературные архетипы и универсалии. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. — С. 73—149.

28. Krause S. Mark Twain as Critic. — Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1967. — P. 21.

29. Старцев А.И. Марк Твен и Америка. — М.: Сов. писатель. — 1985; Мендельсон М.О. Реализм Марка Твена. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — 348 с.; Боброва М.Н. Марк Твен. Очерк творчества. — М., 1962; Ромм А.С. Марк Твен. — Москва: Наука, 1977.

30. Ромм А.С. Марк Твен. — Москва: Наука, 1977. — С. 51.

31. Там же. — С. 52—53.

32. Бардыкова Н.В. Образ простака в рассказах Марка Твена (К вопросу о природе юмористического характера) // Традиции и новаторство в современной зарубежной литературе / Под ред. Э.Л. Зинкера. — Иркутск, 1976; Бардыкова Н.В. Юмористические рассказы Марка Твена: К проблеме становления реалистического метода. — Белгород, 1997. — 116 с.; Бардыкова Н.В. Трансформация типа простака в юмористических рассказах Марка Твена // Проблемы типологии русской и зарубежной литературы. — Белгород, 2003. — С. 209—247.

33. Бардыкова Н.В. Юмористические рассказы Марка Твена: К проблеме становления реалистического метода. — С. Петербург — Белгород: Изд-во БГУ, 1997. — 116 с.

34. Там же. — С. 18.

35. Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. — М.: Издательство «ВК», 2004. — 300 с.

36. Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. — М.: Издательство «ВК», 2004. — С. 54.

37. Там же. — С. 54. 



Обсуждение закрыто.