Планирование помогает организовать бизнес, привлечь инвестиции, разработать стратегию продвижения компании. Эксперты финансового портала Выберу.ру рассказали, как правильно составить бизнес план пошагово, какую информацию он должен включать.
Как правильно самому составить бизнес план
Разработку можно доверить специалистам или провести самостоятельно. Процесс планирования включает следующие этапы: анализ рынка, конкурентов, сбор данных, проведение расчетов.
Анализ рынка и конкурентов
На этом этапе нужно понять, насколько нужен ваш продукт потенциальным клиентам, а также оценить, сможете ли вы выдержать существующую на рынке конкуренцию.
Для этого:
- Изучите ситуацию на рынке. Посмотрите, какие конкуренты работают в вашей нише, какую продукцию, по каким ценам они продают, какие услуги оказывают. Проанализируйте, кто ваш потенциальный клиент, насколько велика целевая аудитория. Для этого используют статистические данные, информацию из СМИ, результаты анкетирований, опросов.
- Определите сильные и слабые стороны собственного проекта. Сравните свои товары, услуги с теми, что предлагают конкуренты. Подумайте, за счет каких характеристик вы перед ними выигрываете, а какие показатели слабее.
- Определите возможности и угрозы для будущего проекта. Сильные стороны открывают возможности, а слабые — создают угрозы. Оцените, влияние каких факторов сильнее.
Проведение этой работы позволяет определить целесообразность открытия собственного дела, оценить его перспективы.
Сбор данных
Выяснив, что ваш проект жизнеспособен, следует собрать данные, необходимые для финансовых расчетов. На этом этапе нужно:
- выбрать систему налогообложения;
- определить размер первоначальных затрат;
- уточнить объем ежемесячных расходов;
- определиться с количеством персонала, уровнем оплаты труда;
- найти поставщиков сырья, расходных материалов;
- установить расценки на свою продукцию.
Важная составляющая этапа — поиск источников финансирования. Ими могут быть собственные средства, банковские кредиты или микрозаймы.
Некоторые МФО выдают микрокредиты для новых проектов: они больше, чем обычные, предоставляются под более низкий процент. Но получить их бывает сложнее, чем кредиты на развитие малого бизнеса с нуля. Для этого нужно правильно составить бизнес план как для самозанятого, индивидуального предпринимателя, так и для юрлиц. Поэтому если и выбирать между МФО и банком, то лучше предпочесть именно банк.
Создание финансовой модели
На этом этапе все данные, полученные ранее, нужно использовать, чтобы рассчитать уровень затрат, планируемые доходы, сроки окупаемости проекта, провести анализ его эффективности.
Чтобы произвести расчеты, можно использовать таблицы Excel или специальные программы. Популярностью пользуются следующие сервисы: B2User, Project Expert, Альт-Инвест Сумм.
Структура бизнес плана
После пройденных этапов можно приступить к написанию самого документа. Обычно он включает следующие разделы:
- Вступление. Здесь указывают цели проекта, задачи, суть, перспективы.
- Описание отрасли. Содержит основные показатели, тенденции развития.
- Конкурентный анализ. Указывают основных конкурентов, приводят анализ сильных и слабых сторон проекта.
- Анализ рынка. Прописывают информацию о целевой аудитории, емкости рынка.
- Операционный план. Описывают производственные процессы, объемы выработки или продаж.
- Маркетинговый план. Приводят стратегию продаж, методы продвижения товаров или услуг.
- Финансовый план. Указывают объем расходов, выручку, прибыль, сроки окупаемости проекта.
От того, как правильно составлен бизнес план, зависит возможность привлечения инвесторов и успешность бизнеса. Разрабатывая документ, нужно провести глубокий анализ, опираясь на реальные данные.