В 1895 г. Твен отметил свое шестидесятилетие, будучи в хорошей творческой форме, полный писательских планов. Завершились работа над романом о Жанне д'Арк, а затем и насыщенное кругосветное путешествие, описанное в уже рассмотренной книге «По экватору». За плечами было два небольших по объему романа (их иногда относят к повестям) «Американский претендент» и «Простофиля Вильсон» (1894 г.), написанных в начале 1890-х гг. Они оказались не столь ярки и оригинальны, как роман о Томе Сойере, Геке Финне и Янки; слабее и в художественном плане. И вместе с тем, они характеризуют глубинные искания Твена; рассмотренные в перспективе, органически включаются в общий корпус книг Твена как определенной художественной системы.
В «Американском претенденте» (American Claimant, 1892 г.) Твен возвращается к теме, неизменно его увлекавшей: сравнению двух общественных принципов, аристократическою и демократического.
Замысел писателя реализовался в остром сюжете. Твен, знавший секреты писательского успеха, был уверен: читателю нравятся увлекательные коллизии, неожиданные ходы, сатирические мотивы, порой фарсовые, фантастические ситуации.
Как обычно, действие начиналось с завязки. Главе английского аристократического рода графу Россмору адресуются настойчивые письма из Америки от некоего Саймона Лезерса, который настаивает на восстановлении его в правах как претендента на графский титул. Россмор высокомерно игнорирует, как бесплодные, подобные послания; для него их автор не более чем неуравновешенный самозванец. Наконец из Америки приходит очередное письмо, из которого следует, что Лезерс скончался, а его права переходят к его дальнему родственнику полковнику Селлерсу. Сын графа Россмора, Беркли, молодой, благородно настроенный человек отправляется в Америку, чтобы во всем разобраться, а главное, уяснить для себя, как функционирует демократический правопорядок.
Беркли — фигура художественно бледная. Он выполняет функцию «простака» в его английском варианте, персонажа, наделенного «наивным» сознанием. Перед нами — прием, опробованный в «Простаках за границей»; но на этот раз он — европеец, так сказать, духовный антагонист янки, с привитыми ему аристократическими представлениями; он показан в столкновении с американскими реалиями, которые Беркли активно обсуждает.
Это достигается с помощью нехитрого сюжетного хода. Сразу же после приезда в США Беркли останавливается в отеле, делает первые записи в свой дневник. В ту же ночь случается пожар. Беркли удается спастись незамеченным. Газеты же сообщают о его гибели. Это обстоятельство открывает перед ним возможность в качестве рядового иностранца начать новую жизнь. Он никем не узнан и опробывает на себе все плюсы и минусы американского образа жизни. С одной стороны, Беркли убеждается: в Америке нет наследственной аристократии, все равны, отсутствуют привилегии и кастовость. С другой стороны, налицо неравенство имущественное, контраст богатых и бедных. При этом в руках богатых оказывается подлинная власть в обществе. Людям же, подобным Беркли, привыкшим к праздности, лишенным трудовых навыков и специальности, действительно нелегко найти работу и вписаться в американское общество.
Случай сталкивает Беркли с полковником Селлерсом, одной из наиболее рельефных, экстравагантных фигур романа. Читателям он был памятен по роману «Позолоченный век» и по написанной совместно с Хоуэллсом (но не имевшей успех) пьесе: «Полковник Селлерс ученый». Эту пьесу Твен в дальнейшем переработал в роман, найдя тему, более интригующую. В новом романе Селлерс постарел, но не утратил задора. В предвкушении графских привилегий и «интеграции» в клан Россморов он обуреваем самыми невероятными проектами. В образе Селлерса выведен не лишенный комизма тип неутомимого прожектера и фантазера, который измышляет фантастические способы обогащения. Среди его проектов — «материализация» душ умерших людей, возвращение усопших к жизни; Селлерс, например, собирается сделать их полисменами и попутно присваивать себе их жалование. Он убежден, что от стражей порядка такого рода будет не меньше пользы, чем от реальных, здравствующих, поскольку последние славятся лихоимством и «крышуют» игорные дома и питейные заведения.
Другой замысел Селлерса — покупка у русского царя Сибири; возможно, эта деталь — отзвук реального события, продажи Америке Аляски в 1867 г. «Русский» эпизод был, видимо, навеян знакомством писателя с книгой Степняка-Кравчинского «Подпольная Россия»; подробнее об этом позднее. В уста Селлерса вложены слова о России, в которой «живет великий, замечательный народ, заслуживший того, чтобы стать свободным». Твеновский герой желает освободить народ России от гнета. Он высказывается также о том, что «русские патриоты» (т.е. революционеры) используют «не самые лучшие методы»; он явно имеет в виду революционную борьбу и террор. Селлерс собирается скопить денег, купить Сибирь и устроить там республику. В этом ему должны помочь те, кто сосланы в Сибирь: «В тамошних рудниках и тюрьмах собраны самые благородные, самые лучшие, самые наиспособнейшие представители рода человеческого, каких когда-либо создавал Бог». Это враги режима; деспотическому строю нужно лишь «людское стадо». Трудно переоценить справедливость и актуальность подобных слов.
...Когда Беркли, выступающий под именем Трейси, оказывается в доме Селлерса, последний упрямо воспринимает его как материализацию некоего Однорукого Пита, им оживленного. Эта парадоксальная ситуация ведет к многочисленным недоразумениям и комическим ситуациям.
В финале сюжет дополняется не лишенной некоторой слащавости любовной историей. Беркли встречает Салли, дочь Селлерса, красивую, идеальную американку. Между ней и английским аристократом вспыхивает любовь с первого взгляда. Легкие, надуманные размолвки, случающиеся у влюбленных, легко улаживаются.
В Америке появляется отец Беркли, граф Россмор, который дает согласие на брак молодых людей, поставив финальную точку в этом «хэппи энде». Неугомонный Малберри Селлерс тем временем спешит в вояж по миру: он собирается заставить работать энергию солнечных пятен так, чтобы с ее помощью изменить климат на Земле, передвинуть тропики и зоны вечной мерзлоты. В итоге это принесет огромные деньги и позволит Селлерсу «договориться с царем насчет Сибири...» Он шлет молодоженам «через всю вселенную свой поцелуй»...
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |