Второй период

После «Позолоченного века» Твен оставляет попытки рисовать американскую современность и обращается к годам своего детства и юности на берегу Миссисипи. Возникает тема старосветской Америки в творчестве Твена. Он пробует воссоздать ушедшую цивилизацию, социальная ценность которой возбуждает в нем меньше сомнений, чем сегодняшний день в США.

Центральное произведение Твена в 80-х годах — это «Приключения Гекльберри Финна». Однако оно не может быть полностью понято без двух книг 70-х годов — «Приключений Тома Сойера» и «Старых времен на Миссисипи». Исследователи творчества Твена обычно объединяют эти три произведения под общим названием эпос реки Миссисипи. Действительно, в «Приключениях Тома Сойера», «Старых временах на Миссисипи» и «Приключениях Гекльберри Финна» дана обширная панорама быта и нравов американской мелкой буржуазии и фермерства в период, предшествующий гражданской войне. В «Приключениях Тома Сойера» изображена повседневная жизнь Сент-Питерсберга, маленького городка на Миссисипи, и его обитателей. «Старые времена на Миссисипи» посвящены реке. Герои «Приключений Гекльберри Финна» — Гек и. негр Джим — спускаются больше чем на тысячу миль вниз по Миссисипи, они посещают по пути много городков и местечек, встречают десятки людей и наблюдают обыденные и необычайные происшествия, каждое из которых — замечательная по содержательности и рельефности изображения иллюстрация социального быта эпохи.

Бернард Шоу справедливо указывает, что историку американского общества придется обращаться к сочинениям Твена не реже, чем историку французского общества — к политическим сочинениям Вольтера.

Однако, сколь ни сильны объединяющие элементы в названных книгах, более важны для понимания идейного и художественного развития Твена в этот период противоречия в трилогии, те перемены во взгляде Твена на изображаемую жизнь, какие произошли за десять лет, от выхода «Тома Сойера» до выхода «Гека Финна».

Художественное значение этих вещей не определяется большей или меньшей исторической верностью в описании быта и нравов старосветской Америки. Твен ставит перед собой более широкие задачи, замысел его сложен по своей идейной структуре и развивается в характерных противоречиях, отражающих трудность позиции писателя, который обращается к прошлому, чтобы разгадать настоящее.

Отказавшись в «Приключениях Гекльберри Финна» от идеализации старосветской Америки, Твен в определенной мере обрел свободу и в отношении современности. Хотя Твен не создал произведения на современную тему (он не создал его до конца жизни), он как бы ослабил внутренние препятствия, мешавшие ему взглянуть на американскую жизнь с позиции критического реализма. В целом 80-е годы в творчестве Твена можно охарактеризовать как период постепенного высвобождения от специфически американских предрассудков и иллюзий, сковывавших его как художника. 



Обсуждение закрыто.