Кто не знает «Приключений Тома Сойера»? Кто не читал эту книгу в детстве и не перечитывал, ставши взрослым?
«— Том!
Нет ответа.
— Том! Нет ответа.
— Куда же он запропастился, этот мальчик?.. Том!»
Едва ли кто удержится от улыбки, услышав знакомое начало самой известной из книг Марка Твена, в которую писатель вложил столько беззаботной, ничем не омраченной веселости.
Герои «Приключений Тома Сойера» — мальчики-подростки, еще не вступившие в жизнь. Они неохотно ходят в школу, много шалят и чувствуют себя лучше всего, убежав от взрослых и отдавшись своим — отдельным и независимым от жизни взрослых — интересам. Том Сойер лечит кота Питера, с немалой выгодой белит забор, влюбляется в Бэкки Тэтчер, но лучше всего чувствует себя на лоне природы со своими друзьями Джо Гарпером и Геком Финном. Природа в повести не есть нечто внешнее, привнесенное писателем в жизнь героев. Это органический фон их жизни. Прежде всего — река. «Гигантская Миссисипи, царственная Миссисипи катит свои воды в целую милю шириной, сверкая на солнце», — пишет Твен в «Старых временах на Миссисипи», с почти благоговейным восторгом вспоминая свое детство на берегу великой реки. Ночью это «широкий туманный простор, усеянный изумрудами звезд». Том и его друзья, решив стать «пиратами», скрываются из дому, похищают плот и проводят несколько дней на Джексоновом острове. Том просыпается в лесу. «Было прохладное серое утро. В глубоком безмолвии леса таилось восхитительное чувство покоя и мира. Ни один листок не шевелился; ни один звук не нарушал раздумий великой природы. На листьях и травах бусинками блестела роса. Белый слой пепла лежал на костре, и лишь тонкий синий дымок поднимался прямо над ним. Джо и Гек еще спали». Мальчики встают, начинается купанье. «Они вступили в рукопашную. Победитель хватал побежденного за голову и заставлял глубоко нырять, а потом ныряли все трое, превратившись в сплошную гирлянду белеющих рук и ног, и когда снова появлялись над речной поверхностью, то пыхтели, и фыркали, и смеялись, жадно хватая воздух». Эта глава называется в книге «Лагерь счастливых разбойников».
Как уже указывалось, «Приключения Тома Сойера» построены на автобиографическом материале. Однако этот материал подвергается в сознании художника своеобразному отбору, диктуемому любовно-элегическим отношением к прошлому.
Чтобы увидеть, из каких воспоминаний складывается картина жизни, нарисованная в книге, следует обратиться к тем страницам «Автобиографии» Твена, которые написаны в том же любовном и элегическом «ключе», что и книга о Томе Сойере.
«Я могу вызвать в памяти торжественный сумрак и таинственность глубины леса, запахи земли, легкое благоухание лесных цветов, блеск омытых дождем листьев, дробь падающих дождевых капель... Далекое постукивание дятлов и глухое токование диких фазанов... Я могу вызвать в памяти прерию, ее безлюдие и покой, большого ястреба, неподвижно парящего в небе с широко распростертыми крыльями, синеву небосвода, просвечивающую сквозь концы крыльев. Как сейчас, вижу леса в осеннем наряде, пурпурные дубы, позолоченные орешники, клены, сумахи, пылающие румяными огнями...
Я знаю, какова на вид дикая ежевика и какова она на вкус, знаю вид хорошего арбуза, когда он греет на солнце толстый круглый живот... вижу, как арбуз раскалывается пополам, показывая сочную красную мякоть и черные семена, как отстает сердцевина...
...Большой очаг, в зимние вечера доверху полный пылающими ореховыми поленьями, на концах которых пузырится сладкий сок... ленивая кошка, растянувшаяся на неровных камнях очага...
...Горячая драчена, горячие гречневики, горячие булочки, горячие маисовые лепешки, вареные початки молодой кукурузы; пахтанье, парное молоко; бобы, фасоль, томаты, горох, ирландский картофель, бататы, арбузы, дыни-канталупы — все это прямо с грядки; пироги с яблоками, пироги с персиками, пироги с тыквой, яблоки в тесте, — всего не перепишешь».
Это Твен вспоминает ферму своего дяди неподалеку от Ганнибала, где он подолгу гостил в детские годы.
«Белый городок дремлет под утренним летним солнцем» — так пишет Твен о родном Ганнибале в «Старых временах на Миссисипи». Городок на Миссисипи, в котором живут Том Сойер и его товарищи, имел, без сомнения, не только светлые улочки, но и темные углы. Однако ничто в повести не говорит о каком-либо серьезном неблагополучии в этой жизни. Даже бесспорно мрачные события, показанные в книге (например, убийство на кладбище), — не более как отдельные драматические эпизоды, не скрывающие за собой никаких тяжелых жизненных коллизий. Фигурирующий в книге мешок золота достается мальчикам в результате случайности и играет роль не большую, чем счастливая принадлежность увлекательного приключения.
При всем том повесть не вызывает ни малейшего ощущения фальши. Она брызжет неподдельной веселой искренностью, она поэтична. Объяснение этому в детскости мировосприятия, выраженного в книге. Действительность в «Приключениях Тома Сойера» показана такой, какой она существовала для ребенка. В приведенных выше автобиографических воспоминаниях Твен говорит, что эта жизнь была «раем для мальчишек». Последовательно ограничивая себя подобной точкой зрения, можно было показать ушедший уклад жизни в его положительных проявлениях, не сильно греша против художественной истины.
Правда, при таком подходе к материалу перспектива художественного взора претерпевает специфические изменения. Социальный быт, как основной материал, оттесняется, присутствуя лишь в своих внешних проявлениях. Он связан в повести с образами взрослых — родители, учитель, священник — и в глазах мальчиков представляет собой скопище досадных ограничений их свободной деятельности, которых следует, по возможности, избегать. Том ускользает от нотаций тети Полли, томится на воскресной службе в церкви, получает трепку в школе и старается скорее позабыть обо всем этом и отдаться собственным радостям и печалям.
Характерным примером того, как меняется общая картина под этим углом зрения, может служить оттеснение столь важного компонента изображаемой жизни, как религия. В «Приключениях Тома Сойера» показаны и церковь, и проповедь, и воскресная школа, и «религиозное обновление». Однако религия, проповедуемая и внушаемая дома, в церкви и в школе, для мальчиков — только скучная бессодержательная рутина, и с ней успешно конкурирует забавный и красочный мир детских суеверий, имеющий для них несравненно большее значение и неослабевающий интерес.
Беседы Тома с его друзьями вводят в целую детскую мифологию поверий и примет.
«Маленькая зеленая гусеница поползла по мокрому от росы листу. Время от времени она приподнимала над листом две трети своего тела, как будто оглядываясь, а затем ползла дальше.
— Снимает мерку, совсем как портной, — сказал Том...
И когда, простояв несколько времени в мучительном раздумье, с туловищем, поднятым кверху, гусеница решила поползти у него по Ноге и пустилась путешествовать по всему его телу, его сердце наполнилось радостью, ибо это значило, что у него будет новый костюм...»
«Божья коровка, вся в пятнышках, взобралась на головокружительную высоту травяного стебля. Том нагнулся к ней и сказал:
— Коровка, коровка, лети-ка домой, — в твоем доме пожар, твои дети одни.
И божья коровка сейчас же послушалась, полетела спасать малышей, и Том не увидел в этом ничего удивительного: ему давно было известно, что божьи коровки всегда легкомысленно верят, если им сказать, что в доме у них пожар, и он уже не раз обманывал их, пользуясь их простотой».
Положительные стороны рисуемой жизни, элементарное довольство, несвязанность, близость к природе получают в повести ничем не омраченное выражение. Предметы материального мира в «Томе Сойере» как бы не отбрасывают тени. Ослепительный солнечный свет заливает идиллию, не оставляя темных пятен. «Приключения Тома Сойера» — одна из самых лучезарных книг в мировой литературе.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |