А почему именно юмористика? Почему, скажем, не исторический роман?
Все в жизни Твена еще будет. Но юмор был главной темой американской литературы, особенно фронтира.
Кто активней всего продвигался на запад континента, неся с собой новую культуру, новый жизненный уклад, наконец, новую религию? Кто вытеснял со здешних территорий их коренных жителей — индейцев и превращал бескрайние степи в пашни и плантации? Кто закладывал города, строил пристани и прокладывал железные дороги?
Американцы — потомки переселенцев из Великобритании и других стран Европы. Наиболее предприимчивые, умеющие выживать в любых условиях, никогда не унывающие и не опускающие рук.
Можно лишь представить, как тяжко приходилось этим людям в местах, где враждебной была сама природа (не говоря уже о племенах коренных жителей). Вестерны доносят до нас ту атмосферу анархии и безвластия, которая царила в те годы. Закон правил «мистер Кольт», правосудие отсутствовало, побеждал лишь сильный, а жизнь человеческая не стоила ни гроша.
Но города все же появлялись и заселялись. Земля обрабатывалась и приносила щедрые дары. Удачливые старатели отыскивали здесь свое золото. Предприниматели закладывали заводы и фабрики. Америка становилась Америкой... Благодаря чему? В первую очередь оптимизму, присущему переселенцам и их потомкам. Там, где не хватает сил плакать, остается только смеяться. И неприятности отступают. И жить становится легче...
Марк Твен вовсе не писал на потребу публике «Дикого Запада». Он сам был частью этого народа. Он мыслил, как мыслили они. Он был истинным американцем.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
на правах рекламы