«Партия решающего голоса»

Призывая к созданию «партии женщин», Твен этим давал понять, что он окончательно потерял веру в обе главные партии. Однако он не питал надежд, что какая-то третья партия сможет успешно бороться с партийной машиной демократов или республиканцев. Вот почему, представляя свой третий и окончательный проект целесообразного использования выборов, он выступил с такой программой независимых политических действий, которая не угрожала бы существованию обеих главных партий. Целью этого маневра было заставить обе партии систематически выдвигать своих лучших людей. Твен заблуждался, полагая, что, если руководящие должности будут заняты «лучшими членами партий... у нас будет хорошее правительство».

Новую организацию Твен назвал «партией решающего голоса». Предполагалось, что члены ее не будут занимать никаких должностей — ни выборных, ни по назначению — и голосовать будут только за кандидата одной из больших партий. Остановив свой выбор на таком кандидате, новая организация отдаст ему все свои голоса. Предполагалось также, что «партия решающего голоса» будет представлена в общенациональном масштабе — по всем районам и графствам, в каждом городе и населенном пункте, во всех организациях — штатов и общенациональных. «Партия будет работать повсюду, где есть избирательные участки, кого бы ни выбирали — от низших должностей до высших, кончая президентом». Она не должна была быть многочисленной, ее лозунг: меньше, да лучше. В нее войдут главным образом рабочие, фермеры, коммерсанты, лавочники, представители свободных профессий и др. — все те, «кто возмущен существующими политическими методами, низменными стремлениями и идеалами политиков, злоупотреблениями по службе, коррупцией и назначением на должность людей некомпетентных и слабохарактерных (в награду за их партийные заслуги), а также несоблюдением, а порой и прямым нарушением гражданских законов». Партия будет в особенности апеллировать к тем, кто, «взирая со стыдом на существующее положение вещей... отчаялся в возможности его исправить, кто воздерживается от голосования, кто не посещает предвыборных собраний, а, вздумай он на них явиться, подвергся бы там оскорблению».

«Партия решающего голоса» должна была обеспечить равновесие сил: набрав достаточное число членов, она легко могла бы свести на нет преимущество в голосах у того из противников, кто вышел бы победителем на последних выборах. Действовать она должна через свои организации, которые выберут делегатов в вышестоящие органы, а тем уже надлежит решить, какому из кандидатов обеих главных партий отдать предпочтение. После этого вся партия будет голосовать единодушно, что и принесет на выборах желаемый результат. Разногласия внутри самой партии исключены, так как по уставу в члены ее принимаются только лица, обязавшиеся повиноваться решению своих делегатов.

Этот план был задуман Твеном в 1901 году, но опубликован только посмертно. (Частично, как мы увидим ниже, Твен изложил его в 1901 году в своей речи, произнесенной перед членами нью-йоркского Городского клуба.) Он выдвинул его в надежде покончить с политическим контролем боссов и их «машиной» голосования. Положение отчаянное, предостерегал Твен; необходимо что-то предпринять, чтобы спасти демократию. «Если же и в руках людей, которые смотрят на свои гражданские обязанности как на высокое служение, этот проект себя не оправдает, надо немедля искать другой выход, изобрести что-нибудь лучшее; нехорошо и небезопасно допускать, чтобы нынешнее положение в политике оставалось без изменения. Необходимо его улучшить, американские граждане должны встряхнуться, выйти из своего уныния и принять меры к тому, чтобы что-то было сделано».

Проект Твена напоминал программу Американской федерации труда того времени; следуя принципу Сэмюела Гомперса, она по поговорке: «Награди друга и накажи врага» — поддерживала тех кандидатов главных партий, которые наиболее благоприятствовали рабочему движению. Но эта система не оправдывала себя в условиях Америки. Писатель исходил из ложного представления, будто избрание порядочных людей может разрешить политические проблемы, стоящие перед страной. Как убедительно показал Линкольн Стеффенс1, «порядочные люди» — в основном юрисконсульты и директора больших корпораций — использовали правительственные посты в интересах корпораций с еще большим успехом, чем невежественные кандидаты политических боссов. Они попросту переносили в управление страной приемы и навыки, усвоенные на частной службе. Твен так и не уразумел слов Сэмюела Фримена Миллера, члена Верховного суда, сказанных им о своих коллегах, вполне годившихся на роль «порядочных», по определению Твена, людей: «Этим судьям, которые лет по сорок работали адвокатами или служили юрисконсультами больших корпораций, был недоступен голос разума и справедливости, коль скоро им приходилось решать дела, в которых были задеты интересы крупного капитала. Весь их опыт, все чувства толкали их на сторону тех, кто меньше всего нуждается в такой опеке».

Но независимо от своей непригодности проект Твена обнаруживал горячее желание писателя очистить ряды демократии от элементов, грозивших ее разрушить.

Примечания

1. Стеффенс Линкольн (1866—1936) — известный американский публицист, виднейшая фигура движения «разгребателей грязи» — течения в американской журналистике и литературе, разоблачавшего темные стороны американской жизни. 



Обсуждение закрыто.