Г.Н. Севостьянов. Ученый, литератор, педагог

Борис Александрович Гиленсон, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Международный академии гуманизации образования (МАГО) и академик Международной академии информатизации (МАИ), Заслуженный профессор Московского городского педагогического университета — известный российский литературовед, специалист в области зарубежной, но, прежде всего, американской литературы. Он успешно сочетает активную научную и литературную деятельность с плодотворной работой преподавателя высшей школы, лектора, руководителя аспирантов.

Б.А. Гиленсон родился в 1932 году в Москве в интеллигентной семье. Отец ученого, А.Б. Гиленсон (1889—1963), окончивший до революции юридический факультет Московского университета, в 1920-е годы работал в Наркомпроссе помощником А.В. Луначарского по правовым вопросам (в частности, по его указанию он разработал Положение об авторском праве); в дальнейшем — адвокат, ставший одним из наиболее авторитетных в Москве специалистов по гражданским делам. Дед по материнской линии, И.О. Мацюшевич (1860—1922), учившийся в одни и те же годы с А.П. Чеховым на медицинском факультете Московского императорского университета и ставший земским врачом, был награжден многими царскими орденами.

Б.А. Гиленсон, с детства проявлявший интерес к гуманитарным проблемам, в 1949 году окончил с золотой медалью школу, а в 1954 году с отличием — Романо-германское отделение филологического факультета Московского университета, специализируясь в области английской филологии. Его научным руководителем в университете была профессор В.В. Ивашева (1904—1991), крупнейший знаток английской литературы, педагог и ученый, воспитавшая многих учеников, ныне широко известных, с которыми до конца дней поддерживала живые контакты.

После окончания МГУ Б.А. Гиленсон работал в Горно-Алтайском пединституте (1954—1957), где читал практически все курсы зарубежной литературы и, одновременно, без отрыва от производства, сдал кандидатский минимум. После возвращения в Москву стал печататься как критик и переводчик, одновременно занимаясь преподаванием в Горьковском пединституте и Петрозаводском университете.

С 1960 г. он стал работать в подмосковном Орехово-Зуевском пединституте: сначала как почасовик, с 1963 г. — на полставки, а в 1965 г. вошел в штат института. Долгие года читал там различные курсы зарубежной литературы, вел семинары, руководил дипломными работами. Без отрыва от производства написал кандидатскую диссертацию на тему «Творчество Синклера Льюиса 20-х гг.», которую защитил в 1963 г. в Московском областном пединституте им. Н.К. Крупской. Диссертация положила начало циклу его исследований о творчестве автора «Бэббита», что нашло выражение в монографии «Америка Синклера Льюиса», опубликованной в 1972 г. (ее издание поддержал академик Д.С. Лихачев), научном аппарате к 9-томному собранию сочинений писателя (1985), серии статей и предисловий к русским изданиям его книг.

В 1967 г. Б.А. Гиленсон был утвержден в звании доцента. С 1969 по 1971 г. находился в должности старшего научного сотрудника, продолжая читать лекции. К началу 1972 г. он завершил докторскую диссертацию на тему «Американская литература 1930-х гг. О роли социалистических идей в ее развитии» (ее первоначальный объем составлял около 1200 страниц, когда вышло постановление ВАКа о том, что диссертация не должна превышать 400 страниц). В 1975 г. диссертация была защищена в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена (оппонентами были профессора В.В. Ивашева, Я.Н. Засурский и А.С. Ромм). Активно поддерживал диссертацию академик М.П. Алексеев. Материалы диссертации получили отражение в десятках статей, предисловий, а также в монографиях «Американская литература 30-х гг. XX века» (1974) и «Социалистическая традиция в литературе США» (1975). Работы Б.А. Гиленсона в области «литературы протеста» были обобщены в монографии «В поисках» другой Америки» (1987), вышедшей в издательстве «Художественная литература».

В 1977 г. Б.А. Гиленсон был утвержден в звании профессора. С 1988 по 1997 гг. он заведовал кафедрой литературы в Орехово-Зуевском педагогическом институте, а с 1996 г. перешел на постоянную работу в Московский городской педагогический университет профессором кафедры русской и зарубежной литературы, где является заместителем заведующего, руководя секцией зарубежной литературы. Одновременно он ведет лекционную работу в УРАО (Университете Российской академии образования), продолжает читать лекции и руководить аспирантами в Орехово-Зуевском педагогическом институте (ныне Московский Областной Госпединситут).

Обширна и география лекторской деятельности Б.А. Гиленсона. Несколько раз он выезжал с чтением лекций в Горьковский и Ташкентский университеты, в Каунасский филиал Вильнюсского университета, Ангренский пединститут (Узбекистан). Он также вел занятия в Московском областном пединституте, ГИТИСе, ВГИКе. В составе комиссии Минпроса РСФСР несколько раз участвовал в проверках педагогических вузов (Смоленского в 1976; Горьковского и Пятигорского институтов иностранных языков, соответственно, в 1982 и 1984 годах). В начале 90-х гг. Б.А. Гиленсон немало сил отдает работе в школах и колледжах Московской области (Орехово-Зуево, Электросталь, Шатура), где читает для старшеклассников лекционные курсы по зарубежной литературе.

Еще с конца 1960-х гг. он начинает принимать самое деятельное участие в межвузовских, республиканских и международных конференциях, в частности, Герценовских (Ленинград), Горьковских (Горький), Брюсовских (Ереван), Алексеевских (Одесса), в региональных конференциях, проводимых в Вологде, Ярославле, Самаре, Иваново, Астрахани, Ростове-на-Дону, Краснодаре и др. Профессор Б.А. Гиленсон — постоянный участник конференций по американистике на журфаке и истфаке Московского университета, истфаке Нижегородского университета. С начала 70-х гг. Б.А. Гиленсон начинает регулярно сотрудничать с Институтом всеобщей истории АН СССР, в частности, при подготовке четырехтомной «Истории США», публикуется в различных академических изданиях, является участником советско-американского симпозиума по проблемам отношений между двумя странами, на котором выступает с докладами, в частности, в Москве (1987, 1989), Ялте (1992), Ратгерском университете в США (1990). С 1981 г. он состоит членом докторско-кандидатского специализированного Совета по зарубежной литературе на филологическом факультете МГУ. В 1992—2002 гг. — член спецсовета по англо-американской литературе в Нижегородском государственном педагогическом университете. Под его руководством подготовлено 12 кандидатов и 1 доктор наук.

Еще в студенческие годы Б.А. Гиленсон начал печататься как поэт-переводчик. Первые систематические публикации литературоведческого характера относятся к 1957 году. С 1958 г. он начинает внештатно сотрудничать на иновещании для США, где примерно за двадцать лет сделал несколько сот радиопередач. Работа на радио, в журналах и газетах наложила отпечаток на стилистическую манеру Б.А. Гиленсона, его умение писать ясно, просто и доступно.

Анализ его весьма обширной (хотя и не включающей в себя целый ряд небольших работ, а также многочисленных газетных публикаций) библиографии (МГПУ, 2003) позволяет представить основные направления научных интересов профессора Б.А. Гиленсона и их развитие на протяжении довольно длительного времени. Уже в первых печатных работах обозначались три главных гемы: американская литература XX века, преимущественно, писатели радикальной ориентации; русско-зарубежные, прежде всего русско-американские литературные связи; различные течения и школы в американском литературоведении. В 60—70-е годы выходят его работы об У. Уитмене, Э. Беллами, Т. Драйзере, Э. Синклере. Когда на XX-м съезде КПСС была «реабилитирована» знаменитая книга «Десять дней, которые потрясли мир», Б.А. Гиленсон одним из первых приступил к изучению творческого наследия Джона Рида, опубликовав о нем более трех десятков работ. Он занимался также и окружением Рида — А.Р. Вильямсом, Л. Брайант, другими очевидцами октябрьских событий, много писал о Л. Стеффенсе. Его докторская диссертация была посвящена литературе США 1930-х годов, так называемым «красным тридцатым» — «ключевому» для литературы Америки десятилетию, вокруг наследия которого долго велись жаркие споры.

Одним из первых профессор Б.А. Гиленсон обратился к теме восприятия русской классической литературы (прежде всего, Л.Н. Толстого, а также Тургенева и Горького), в США; ряд его ценных публикаций на эту тему вошли в двухтомное издание «Толстой и зарубежный мир» (1965) в академической серии «Литературное наследство». Им были открыты, а также частично переведены свидетельства американских корреспондентов, находившихся в России и выезжавших на фронт в годы Великой Отечественной войны. Эти материалы были включены в составленную Б.А. Гиленсоном и приуроченную к 40-летию Победы антологию «Дорога на Смоленск», получившую высокую оценку в прессе. О широком общественном резонансе этого издания свидетельствуют и многочисленные перепечатки отрывков из антологии в советской периодике тех лет, в частности, в журналах «Советская литература» (на иностранных языках), «Неман», «Журналист», «Литературной газете», еженедельнике «За рубежом». С конца 70-х годов в поле его зрения оказались проблемы литературы «Черной Америки», что нашло отражение в его работах о Ленгстоне Хьюзе, Уильяме Дюбуа, Джеймсе Болдуине, Ричарде Райте, Лоррейн Хэнсберри. Он принял самое активное участие в выходившей в 80-е гг. 50-томной «Библиотеке литературы США». Им были подготовлены тома, посвященные У. Уитмену и Г.У. Лонгфелло, У. Фрэнку, Т. Вулфу, У.Э.Б. Дюбуа и Дж. Болдуину, С. Льюису, Д. Риду и А.Р. Вильямсу.

Эпоха перестройки, начавшаяся с конца 80-х гг., позволила российским американистам; историкам и литературоведам отрешиться от некоторых идеологических «табу», навязываемых «сверху» схем. Это сказалось и на научной деятельности Б.А. Гиленсона, на расширении и углублении проблематики его публикаций, на тех коррективах, которые он внес в некоторые свои прежние оценки. Об этом свидетельствовала его проблемная статья «Сталинизм и литература США: «белые пятна» «красных тридцатых» («Вопросы литературы». 1989, № 12). Об этом же говорит серия его работ, посвященных Дос Пассосу, Хемингуэю и Бабелю, статьи о Г. Фасте, Дж. Фарреле, Перл Бак, Г. Миллере и др.

Тогда же, в конце 80-х гг., Б.А. Гиленсон начинает активно заниматься творчеством Э. Хемингуэя итогом стала серия статей, а также книга об авторе «Фиесты» в серии «Биография писателя» (1990), монография о романе «По ком звонит колокол» (1993), антология произведений писателя в учебной серии «Книга для ученика и учителя» (1998), наконец, книга «Хемингуэй и его женщины» (1999), вызвавшая самые лестные отклики в прессе, в 2005 г. она была переведена на латышский язык. Еще в 1991 г. им было подготовлено ценное и с научной, и с художественной точки зрения издание: роман Хемингуэя «По ком звонит колокол» с восстановленными купюрами, сделанными еще в 1968 г. Эти купюры в основном касались антисталинистских мотивов романа; более того, Б.А. Гиленсоном был написан к нему обширнейший историко-литературный комментарий объемом в 11 печатных листов, аналогичному которому еще не было (Хемингуэй, как и большинство американских писателей XX века, издавался без научного аппарата). В 2005 г. это научное издание было, наконец, осуществлено в Санкт-Петербурге в издательстве «Азбука-классика» (Хемингуэй Э. «По ком звонит колокол». СПб., 2005. С. 667 (Пред. Б.А. Гиленсона: С. 5—32; комментарии: С. 541—667)). Тираж 4000 экз.

Вообще последнее десятилетие оказалось весьма плодотворным для Б.А. Гиленсона. Он активно участвовал в издании (серии «Лауреаты Нобелевской премии», выходившей под эгидой ЮНЕСКО в издательстве «Панорама»), подготовив предисловия, аппарат, переводы Нобелевских речей для томов Эрнеста Хемингуэя, Перл Бак, Синклера Льюиса, Джона Стейнбека, Уильяма Голдинга, Бертрана Рассела.

Характеризуя работы Гиленсона, хотел бы отметить его живой интерес к истории, стремление неизменно рассматривать литературно-художественные явления в их органической обусловленности социально-психологическим климатом конкретной эпохи, ее атмосферой. Отмечу и присущий Б.А. Гиленсону взвешенный объективный подход к историко-литературному процессу, неприятие тех крайностей, в которые впали некоторые наши исследователи в постперестроечную эпоху. Б.А. Гиленсон, много занимавшийся радикальной традицией в США, вносит необходимые коррективы в некоторые оценки и характеристики прежних лет, но при этом далек от того, чтобы перечеркнуть тот вклад, который внесли писатели левой ориентации. Среди них был, в частности, автор «Десяти дней». Все явления должны быть рассмотрены с учетом конкретной исторической ситуации — таков пафос многих работ Б.А. Гиленсона. Пишу об этом потому, что между работами историков и литературоведов возникает труднопреодолимый водораздел, а многие тонкие аналитики художественного слова не учитывают исторический фактор, а потому их характеристики эпохи отличаются расплывчатостью и неконкретностью.

Другая привлекательная черта научного творчества Б.А. Гиленсона — умение привлечь наше внимание к явлениям и именам, недостаточно изученным или несправедливо забытым. Одним из первых в послевоенные годы он обратился к наследию У.Д. Хоуэллса, Э. Беллами, Л. Стеффенса, А.Р. Вильямса, открыл в архивах пласт публицистики Джона Рида, углубил наши представления о творчестве Хемингуэя, Синклера Льюиса, Дж. Дос Пассоса, Перл Бак, Джеймса Фаррела, Ричарда Райта, осветил многие страницы российско-американских литературных связей. Так, именно он рекомендовал к изданию и написал предисловие к роману К. Маккалоу «Поющие в терновнике». Вышедшая в 1988 г. в издательстве «Художественная литература», эта книга в дальнейшем неоднократно переиздавалась в разных издательствах, успешно конкурируя с другим «бестселлером», также переведенным у нас с большим опозданием — «Унесенные ветром» М. Митчелл. Долгие годы Б.А. Гиленсон «пробивал» замечательный антивоенный роман Дальтона Трамбо «Джонни получил винтовку»; здесь сыграла свою роль поддержка Константина Симонова и Виктора Астафьева.

Знакомство со справочником: «Профессор Борис Александрович Гиленсон. Библиографический справочник» (М.: МГПУ, 2003) убеждает не только в широте научных интересов Б.А. Гиленсона, но и в разнообразии тех литературоведческих жанров, которыми он владеет. Перед нами монографии и учебные пособия, главы в коллективных трудах, статьи и обзоры, рецензии и публикации, очерки и комментарии к художественным текстам и научным трудам, работа по составлению антологий и сборников, как на русском, так и на английском языках, статьи в справочниках и энциклопедических изданиях, вузовские программы и методические разработки, библиографические изыскания, переводы прозы, публицистики и поэзии, газетные публикации, работы, адресованные зарубежному слушателю и читателю.

Он печатался в издательствах «Художественная литература», «Прогресс», «Радуга», «Искусство», «Просвещение», «Наука», «Высшая школа», «Правда», «Политиздат», «Знание», «Олма-Пресс», «Терра», «Олимп», «Панорама», и др.; в журналах «Вопросы литературы», «Новая и новейшая история», «США — экономика, политика, идеология», «Иностранная литература», «Москва», «Всесвіт», «Советская литература», «Иностранные языки в школе», «Современная художественная литература за рубежом», «Неман», «Дон» и др.; в изданиях Агентства Печати Новости («Совьет лайф», «Совьет унион хойте», «Совьет уикли»); «Литературная Россия», «Литературная газета», «Советская культура», «Москоу ньюс» (на английском языке); в Большой Советской энциклопедии, Краткой литературной энциклопедии, Литературном энциклопедическом словаре, Энциклопедии литературных терминов и понятий и других справочно-библиографических изданиях; в научных сборниках, выходивших в Горьком, Ереване, Перми, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ташкенте, Самаре, Свердловске, Ярославле и других городах.

Семья Б.А. Гиленсона — «гуманитарная»: жена, С.И. Метлина, доцент с многолетним вузовским стажем; младшая дочь, Н.Б. Метлина, известный тележурналист, лауреат премии «ТЭФИ», его многократный номинант, лауреат премии Артема Боровика, за «профессионализм и мужество». Она руководитель группы: «Спецрасследование» на 1-м канале (ОРТ). С детских лет его близким другом был двоюродный брат, В.М. Гиленсон, участник ВОВ, полковник, профессор, доктор наук, военный историк.

Научно-педагогическая деятельность профессора Б.А. Гиленсона была неоднократно высоко оценена коллегами и общественностью. В 1981 г. он был награжден знаком «За отличные успехи в работе» Министерства высшего и среднего специального образования; в 1992 г. Указом Президента ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ»; в 1995 г. он был избран членом-корреспондентом Международной академии гуманизации образования (МАГО), а в 1997 г. — академиком Международной академии информатизации; в 2005 г. Б.А. Гиленсон был избран заслуженным профессором Московского Городского педуниверситета. Б.А. Гиленсон дважды лауреат конкурса «Грант Москвы»; в 2007 г. награжден грамотой Департамента образования Правительства Москвы.

Работа в Московском Городском Педагогическом университете на кафедре русской и зарубежной литературы с 1996 г. оказывается особенно плодотворной для его преподавательской, методической и научной деятельности. Одновременно он читает лекции в Университете Российской Академии Образования, преподает и руководит аспирантами в Московском областном пединституте (бывший ОЗПИ).

В МГПУ он читает курсы Античной литературы и зарубежной литературы конца XIX — начала XX веков, ведет новый курс: «Литература и культура Древнего мира» у бакалавров и подготовил первый в стране учебник по данному предмету.

Наиболее значительным итогом последнего десятилетия в творческой деятельности профессора Б.А. Гиленсона считаю цикл публикаций учебников и учебных пособий по различным курсам зарубежной литературы. Начало было положено пособием для вечернего и заочного отделений инфаков: «История американской литературы» (М.: УРАО. 1999).

Далее последовала серия книг, которые ныне широко пользуются и вузах страны. Назову главные: Гиленсон Б.А. Античная литература. Древняя Греция: Учебное пособие. — М.: Флинта-Наука», 2001; 25, 5 п.л., тираж — 5000 экз.; его же. Античная литература Древний Рим: Учебное пособие. — М.: Флинта-Наука, 2002; тираж — 5000 экз. Древнегреческая драма классического периода: Учебное пособие. — М.: Жизнь и мысль, 2001; 13 п.л., тираж — 3000 экз. (Методич. прил. с. 166—203, написано совместно с И.Н. Райковой); его же. История ли тературы США: Учебник. — М.: Академия, 2003. 703 с.; тираж — 7000 экз.; История зарубежной литературы конца XIX — начала XX веков: Учебное пособие. — М: Академия, 2006. 467 с.; тираж — 3000 экз.; История зарубежной литературы конца XIX — начала XX веков. Практикум. — М.: Академия, 2006. 222 с.; тираж — 2000 экз.

Кроме того, им написано уже отрецензированное пособие для бакалавров: Литература и культура Древнего мира (М.: Академия, 2005) объемом около 25 п.л. Это первый в стране учебник по данному курсу. Общий объем учебников — около 180 печ. листов. Им также написаны главы в учебниках: История зарубежной литературы XVII века (под ред. Н.Т. Пахсарьян. — М.: Высшая школа, 2005); История зарубежной литературы XVIII в. (под ред. Н.Т. Пахсарьян. — М.: Высшая школа (в производстве)); История русской литературы XIX в.: В 3-х тт. (под ред. Л.П. Кременцова и С.А. Джанумова. — М.: Флинта, 2006). В 2007 г. Б.А. Гиленсон закончил учебное пособие для бакалавров «Зарубежная литература XIX века. Романтизм и реализм» объемом более 20 п.л.

Параллельно с написанием названных учебных книг Б.А. Гиленсон выступал с докладами на целом ряде конференций, в том числе в МГПУ, а также международных, в которых формулировал свои концептуальные и методические представления о том, каким должен быть вузовский учебник по зарубежной литературе, ориентированный на подготовку учителей-словесников. Эти положения изложены в цикле статей, в том числе вышедших в последнее время в сборниках VII и VIII Виноградовских чтений (2004, 2006), IV Андреевских чтений (2006) и других изданиях. Новые научные наработки, использованные в названных учебниках, нашли отражение в ряде важных публикаций. Среди них опубликованные в последнее время работы: глава «Глазами зарубежных деятелей культуры» (в двухтомном коллективном труде: «Война и общество» Института российской истории РАН, кн. 2, 2004); уже упоминавшееся, первое в России научное издание романа Хемингуэя: «По ком звонит колокол» (СПб.: Азбука — классика, 2005) с восстановленными купюрами, обширным предисловием и комментариями к тексту общим объемом в 11 п.л. (аналогично которому не знало хемингуэеведение); цикл литературных портретов в двухтомнике: «Галерея знаменитых женщин» (М.: Олма-Пресс, 2001, т. 1, 2); более 30 статей в биобиблиографическом словаре (М.: Дрофа, 2003, т. 1—2; 2-е изд., допол.). Заслугой Б.А. Гиленсона является создание учебных комплектов: двухтомник по античной литературе, практикум, учебное пособие. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX веков (М.. Академия, 2006), программа и практикум по данному курсу (М.: Академия, 2006).

И вот перед нами последняя работа Б.А. Гиленсона: «Марк Твен: судьба короля смеха», в которой путь автора «Гека Финна» рассмотрен на широком историко-литературном фоне; в этом труде удачно сочетаются исследовательская и учебно-педагогическая направленность. В работе, написанной в живой, характерной для ее автора манере, немало свежих наблюдений, интересных анализов, в чем отразились его многолетние американистские наработки. Б.А. Гиленсон преодолевает бытовавшее длительное время в российской твениане упрощенное представление о писателе как об «обличителе» американского империализма; подробно рассмотрена природа демократического мировидения Твена; характер его творческих исканий, эволюция жанровой системы; своеобразие писательской поэтики, определяемой как «инстинктивный реализм», наконец, как принципиально важная освещается тема, связанная с этапами освоения Твена на его родине и в России.

Вне пределов библиографического справочного издания, посвященному проф. Б.А. Гиленсону, остались десятки отзывов на кандидатские и докторские диссертации, внешние и внутренние рецензии для издательств, многие газетные публикации (всего в справочнике более 750 наименований). Под его руководством защищено 14 кандидатских и 1 докторская диссертация.

Давно знаю Б.А. Гиленсона как человека пытливого, «трудоголика», исполненного творческих планов. Живущего по принципу: «ни дня без строчки». Не сомневаюсь, что студенты долго еще будут слушать его лекции, а список его трудов будет расширяться и обогащаться.

Г.Н. Севостьянов,
академик Российской Академии Наук 



Обсуждение закрыто.