С мая 1864 года по декабрь 1866 года центр деятельности Марка Твена переносится в Сан-Франциско. Как журналист с именем, хорошо известный в газетном мире Тихоокеанского побережья, он получает приглашение на постоянную работу в редакцию «Морнинг колл». В Сан-Франциско его принимают в свою среду калифорнийские писатели, и среди них такие признанные таланты, как Брет Тарт1, Орфеус Чарльз Керр2, Джоакин Миллер3, Артемус Уорд4 и Чарльз Генри (Инго) Уэбб5. Все видные литераторы города встречались в то время в помещении редакции «Голден ира», популярного литературного органа Калифорнии. В этой дружеской среде крепнет литературное дарование Твена, а его перо сатирика находит все новые и новые объекты. Вскоре он становится ведущей фигурой среди литераторов Сан-Франциско и вместе с другими писателями нового поколения сотрудничает в «Голден ира» и «Калифорниен».
За эти два с половиной года читающая публика знакомилась с Твеном через такие издания, как «Морнинг колл», «Голден ира», «Калифорниен», как газета «Юнион», выходившая в Сакраменто, и «Сан-Францисский бюллетень»; статьи его перепечатывались и в других периодических изданиях. Но Твен продолжал сотрудничать в «Территориел Энтерпрайз» и даже всего охотнее печатался в своей старой газете. По мере того как юмор Твена все больше проникался социальной сатирой, некоторые калифорнийские издания перестали его печатать. Когда же и «Морнинг колл» отказался помещать его статьи, разоблачающие нравы сан-францисской полиции и городских властей, Твен окончательно порвал с этой газетой и договорился о постоянном сотрудничестве в «Энтерпрайз», которая заказала ему ряд ежедневных корреспонденций. Это развязало Твену руки, он взял под обстрел общественные пороки, свившие себе гнездо в этом развращенном до крайности городе, где, по его словам, «самый воздух был отравлен распутством и слушками о распутстве».
Долгое время исследователи творчества Твена могли только гадать о содержании этого позднейшего цикла его статей для «Энтерпрайз», так как соответствующие номера газеты исчезли. Основываясь на рассказах современников, Альберт Бигелоу Пейн6 писал: «Те, кто еще помнят корреспонденции Твена в «Энтерпрайз», считают эту серию лучшим образцом фельетонов, известных миру... Взяточничество, продажность и разложение как среди официальных лиц, так и среди обывателей достигли в Сан-Франциско поистине ужасающих размеров. Твен бичевал эти пороки, где бы он их ни видел, со всем пылом долго сдерживаемого гнева и возмущения». Позднейшие критики утверждали вслед за Пейном, что уже в фельетонах «Энтерпрайз» Твен проявил себя как «социальный бунтарь» и «зрелый социальный сатирик».
Теперь, когда после долгих и тщательных изысканий обнаружено тридцать корреспонденций Твена, появившихся в «Энтерпрайз», а также перепечатки других его статей в сан-францисских газетах того времени, стало очевидно, что Пейн преувеличил достоинства этих памфлетов, но в одном он оказался прав: Твен уже тогда проявлял себя как социальный сатирик. Содержание памфлетов мы проанализируем ниже. Здесь упомянем лишь о нападках Твена на местную полицию за ее жестокое обращение с бедняками, в особенности с китайскими эмигрантами; он обвинял полицию в том, что на беззакония имущих она закрывает глаза, и поэтому «немало закоснелых преступников у нас разгуливает на свободе». Эти статьи приводили власти предержащие в ярость: начальник полиции Мартин Дж, Берке подал в суд на редакцию «Энтерпрайз», предъявив ей обвинение в клевете, но это лишь привлекло к ней новых подписчиков и увеличило популярность Марка Твена.
Как будет видно из дальнейшего, Твен в калифорнийский, период своего творчества высмеивал религиозное ханжество и обвинял духовенство в том, что оно собственные корыстные интересы ставит выше моральных принципов. Обличал он и другие пороки современного общества. Твен становится чем-то вроде генерального цензора нравов. Теперь у него двойное прозвище: с одной стороны, он «моралист Побережья», с другой — «дикий юморист прерий». Противопоставление этих прозвищ вполне закономерно — на Тихоокеанском побережье Твена знали прежде всего как моралиста и лишь во вторую очередь как юмориста.
В восточных и средневосточных штатах Твен был еще неизвестен широкому читателю. Все написанное им в 1864 году за подписью «Марк Твен», кроме одного письма в нью-йоркскую «Санди Меркюри» от 2 февраля 11864 года и рецензии на пьесу «Ингомар» в апрельском номере «Янки ноушенс», было по-прежнему обращено к читателям западных и юго-западных штатов. Но вот по бывальщине, услышанной от бывшего старателя, державшего постоялый двор среди отдаленных холмов Калифорнийских Сьерр, Марк Твен написал забавную шутку в форме сказа и, подавив сильнейшие колебания, послал ее по настоянию друга в Нью-Йорк. Она появилась в нью-йоркской «Сэтерди пресс» в номере от 18 ноября 1865 года.
Грубоватый рассказ, рожденный лесными дебрями, ныне известный миру под названием «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», покорил всю страну, а вскоре проник и в зарубежную печать от Англии до Австралии и Индии, забавляя читателей и слушателей всех слоев и званий. Как в свое время Байрон, Марк Твен в один прекрасный день проснулся знаменитостью. Такой авторитет, как Джеймс Рассел Лоуэл7, объявил «Лягушку» «лучшим юмористическим рассказом, когда-либо появлявшимся в Америке». Высокая оценка эта еще больше укрепила престиж Марка Твена на Побережье и поставила его во главе отряда писателей, которых он называл «подвластным мне племенем бумагомарак в здешних краях». Однако слава не принесла ему ни больших денег, ни более интересной работы, и он охотно принял предложение газеты «Юнион», выходившей в Сакраменто, отправиться ее специальным корреспондентом на Сандвичевы острова, как в то время именовались Гаваи. Это предложение, как мы увидим дальше, послужило толчком для его серьезной журналистской работы. Он интересовался управлением островов и их экономикой, деятельностью миссионеров и происками иностранных держав. На Гавайях он запасся материалом для чтения публичных лекций по возвращении в Штаты.
15 декабря 1866 года Марк Твен по поручению «Альта Калифорния» отправился в кругосветное путешествие, обязавшись регулярно снабжать эту газету очерками о своих путевых впечатлениях. «Альта Калифорния» сообщала о его поездке:
«Марк Твен отправляется в кругосветное путешествие разъездным корреспондентом «Альта Калифорния», не ограниченный временем и выбором места и направления, с единственным обязательством присылать нам еженедельные корреспонденции с пути на любые темы... Нечего и говорить, что его письма вызовут у публики большой интерес — ведь он сложился как писатель и прославился именно у нас, в Калифорнии, где умеют ценить его замечательный талант; до сих пор Твена знали больше как юмориста, а между тем его литературный дар не имеет себе равного — это проницательнейший наблюдатель людей и их жизни, и мы уверены, что его корреспонденции, присланные из новых мест, создадут ему мировую славу».
Как и предсказывала «Альта Калифорния», лучшие произведения Марка Твена были еще впереди. Однако к тому времени, когда Твен оставил Калифорнию, он уже повидал и пережил большую часть того, что впоследствии легло в основу «Тома Сойера», «Гекльберри Финна», «Позолоченного века», «Жизни на Миссисипи», «Налегке», а также многих его очерков и рассказов. «Уошо и Калифорния, — по словам Бернарда Де Вото, — были последним камнем в фундаменте, который заложили Средний Запад и Миссисипи... Остальное было уже делом внутреннего роста».
Примечания
1. Брет Гарт Френсис (1836—1902) — один из крупнейших американских новеллистов. В его произведениях «Счастье ревущего стана», «Изгои Покер Флэта» и др. изображается жизнь и быт людей западных штатов, золотоискателей и пр. Он один из основателей «областнической» тематики в американской литературе.
2. Орфеус Чарльз Керр — вымышленная личность, от имени которой американские журналисты Чарльз Грехем Хальпайн (1829—1889), Мортимер Томсон (1832—1875) и Р.Х. Ньюэл написали «Записки Орфеуса Ч. Керра» (1862—1868) — серию памфлетов, разоблачавших коррупцию.
3. Джоакин Миллер — псевдоним американского поэта Синсинатуса Хайнера Миллера (1841?—1913).
4. Артемус Уорд — псевдоним известного американского юмориста Чарльза Феррара Брауна (1834—1867), автора «Книги Артемуса Уорда» (1862) и «Путешествия Артемуса Уорда» (1865).
5. Уэбб Чарльз Генри (1834—1905) — американский писатель и журналист, основатель и редактор журнала «Калифорниен» (1864—1866), в котором были напечатаны первые произведения Марка Твена и Брета Гарта. Уэббу принадлежит книга литературных пародий (1876) и некоторые другие произведения.
6. Пейн Альберт Бигелоу (1861—1937) — американский писатель, литературный душеприказчик Марка Твена. Пейну принадлежит трехтомная биография Твена (1912), он является также редактором его писем (1917), «Автобиографии» (1924), записных книжек (1935) и сборника статей и памфлетов под общим названием «В Европе и в других местах» (1923).
7. Поуэл Джеймс Рассел (1819—1891) — выдающийся американский поэт-аболиционист и критик, автор лирических и сатирических стихотворений.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |