Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.

В формировании системы жанров в творчестве Твена основополагающими были следующие моменты, которые по-разному взаимодействовали на каждом отдельном этапе его развития. Во-первых, это установка на подлинность, которая определила преимущественное развитие информативного дискурса и документально-фактографических жанров — письма, «правдивого сообщения», репортажа, путевых заметок и воспоминаний, биографий и автобиографий. Во-вторых, ярко выраженный личный взгляд на мир, обусловивший развитие публицистики и полемики в формах речей, эссе, полемических статей и памфлетов. В-третьих, всепроникающий юмор как особая форма мышления, разрушительная для обычного и традиционного понимания вещей, которая предполагает двойственное отношение ко всем идеям и авторитетам, сочетание серьёзной критики и весёлого смеха. Таким образом развиваются жанры юмористического рассказа и комической повести в творчестве Твена. В-четвёртых, тесно связанный с юмором свободный полёт фантазии, целью которого является испытание коренных понятий и ценностей европейской культуры, что приводит к жанру мениппеи. И, наконец, в-пятых, все эти факторы сливаются с романным дискурсом, который складывался в европейской литературе XVI—XVIII веков как простой рассказ о жизни человека и общества, синтезирующий различные формы, жанры и стили речи — повествование и описание, рассуждение и изъявление чувств, диалог и монолог, устную и письменную речь, литературный и профессиональный язык, просторечие и жаргон.

В творчестве Марка Твена явно просматриваются основные тенденции, характерные для всей европейской литературы XIX века: провозглашённые романтиками принципы свободы творческого воображения, бунта против традиций и подчёркнуто субъективного взгляда на мир, романтической иронии и синтеза жанров, выдвинутые реалистами лозунги естественности, искренности и простоты, преимущественное обращение к современному материалу и непосредственному жизненному опыту писателя. Это писатель творил на рубеже эпох, когда провинциальная Америка уходила в прошлое, уступая место новой индустриальной державе, а в литературе романтическое направление сменялся реалистическим. В его рассказах и романах сливались различные черты, однако оно безусловно развивалось в русле реализма. Во введении мы подробно разбирали его развёрнутую метафору истинного повествования как естественно текущего ручья. В понимании Твена художник не обладает абсолютной свободой, он не полубог и не пророк, потому что во многом зависит от внешних факторов среды и творческого процесса — от материала, традиции и аудитории. Материал — это «почва» и «долина», сама жизнь, окружающая художника и воздействующая на него, традиция — это рукотворные «каналы», накатанные дороги литературы со своими правилами и моделями, которые подчиняют себе материал, однако истинный художник по Твену всегда должен стремиться преодолеть эту инерцию мышления и максимально приблизиться к самой природе, высказать своё понимание мира наиболее свободно, естественно, просто.

Далеко неслучайно для жанрового наименования своих произведений Твен чаще всего употреблял неопределённые термины очерка (sketches), рассказа (stories) и повести (tale), избегая чётких определений романтического (romance) или реалистического (novel) романа. В этом сказалась подчёркнутая свобода и неопределённость жанрового облика его прозы, в которой отсутствует какая бы то ни было иерархия и чёткие, незыблемые границы между формами. Жанровая система его творчества находилась в постоянном движении, в основе которого лежало взаимодействие, смешение и сочетание самых различных жанровых форм, взятых из многих эпох, пластов и традиций: из европейской классики и простонародной полуфольклорной словесности фронтира, из литературы Возрождения и Просвещения, романтизма и реализма, из «благопристойной» традиции Новой Англии и буйного юмора Запада, из журналистики, театрализованных шоу и даже изобразительных форм, вроде эмблемы или газетной карикатуры. Марк Твен использовал весьма разнообразные жанры — от короткого афоризма до масштабного повествования о собственной жизни и судьбе своего народа и европейской цивилизации в целом. Его отношение к категории жанра в целом и к отдельным жанрам было подчёркнуто двойственным и противоречивым, оно предполагало проникновение в суть и структуру любого традиционного жанра и вместе с тем поиск путей его трансформации и взрыва. В нашей работе проанализированы различные проявления этой двойственности твеновской прозы: смешение документа и вымысла, серьёзности и смеха, пародии и профанации, его двойственная и шутовская маска героя-рассказчика, его приёмы строения сюжета и жанровые комбинации вроде повести-притчи, исторической фантазии и приключений подростков, а также ироническое использование устойчивых форм, типов и знаков.

Двойственность и внутренний диалогизм твеновской прозы нельзя объяснить только психологией художника или традицией юго-западного юмора. В этом сказалась самая суть национального художественного мышления, ощущавшего свою новизну, незавершённость и неопределённость, а также двойственное и пограничное положение по отношению к европейской культуре. Именно поэтому многие ведущие писатели XX века признали Твена одним из главных создателей национальной художественной прозы. В его творчестве проявились такие коренные принципы американской литературной и культурной традиции, как множественность и дополнительность, которые предполагают взаимодействие различных этнических, региональных и местных субкультур, принципиальное равенство и многообразие всех жанров и форм, постоянное разрушение всяческих иерархий и пересмотр канонов, открытость самым разным традициям прошлого и веяниям настоящего, приоритет индивидуальности, свобода творческого поиска и проективность, подразумевающая постоянный и осознанный поиск всё новых и новых моделей мышления, жанровых форм и композиционных приёмов, а также явная ориентация на потребителя, прежде всего массового, и рынок сбыта. Это обеспечивает ей удивительную способность к неустанному развитию, к постоянному движению и самообновлению. 



Обсуждение закрыто.