Три периода творчества Твена

Чтобы поставить проблему Марка Твена, как важную проблему американской жизни и литературы, нельзя более рассматривать жизнь писателя как биографию частного лица. Следует устремить внимание на его творчество, связанное, в свою очередь, с основными проблемами жизни американского народа.

Я заранее намечу канву последующего анализа. Я буду рассматривать три периода в идейном и творческом развитии Марка Твена.

К первому периоду относятся юмор и сатира молодого Твена конца 1860-х и первой половины 1870-х годов, развивающиеся в основном в рамках буржуазно-демократической идеологии. Это «Простаки за границей» (1869), «Закаленные» (1872), принадлежащие Твену главы в «Позолоченном веке» (1874), а также рассказы и очерки этих лет, которые не только сопутствуют названным крупным произведениям молодого Твена, но имеют и самостоятельное значение для его идейной характеристики. В художественном отношении первый период характеризуется почти полным преобладанием в творчестве Твена американского юмора, особенности которого как метода изображения американской жизни я буду характеризовать ниже.

Второй период в творчестве Твена приходится в основном на 1880-е годы, которые знаменуют в США конец домонополистического развития капитализма и резкий подъем рабочего движения. В идейном развитии писателя этот период связан с кризисом буржуазно-демократических иллюзий и поисками выхода из тупика, в который Твен завел себя, следуя в фарватере общебуржуазной идеологии. Творческие искания Твена характеризуются прорывами к критико-реалистическому восприятию и изображению американской жизни. Исходным произведением второго периода в творчестве Твена являются «Приключения Тома Сойера», написанные еще в 1870-х годах. Затем следуют «(Жизнь на Миссисипи» (1883), «Приключения Гекльберри Финна» (1884) и социально-фантастическая повесть «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). Важнейшими для этого периода являются также речь Твена в защиту рабочего движения «Рыцари труда — новая династия», произнесенная в 1886 году, и антикапиталистический рассказ «Письмо ангела-хранителя», написанный в 1887 году.

Третий период Твена — это последние полтора-два десятилетия его жизни, совпадающие хронологически со вступлением американского капитализма в империалистическую фазу развития. В большей части произведения, важные для характеристики этого периода, стали известны после смерти писателя. При жизни Твена были напечатаны: большой рассказ «Человек, который совратил Гэдлиберг» (1899), антиимпериалистические памфлеты 1900-х годов (не все) и философский этюд «Что такое человек?» (анонимно в 1906 году). Посмертно изданные произведения: повесть «Таинственный незнакомец» (1916), основной корпус еще не опубликованной и сейчас до конца «Автобиографии», лишь частично изданные «Записные книжки», целый ряд статей 1900-х годов («Соединенные Линчующие Штаты», «Военная молитва» и другие), известные пока что лишь в отрывках антиимпериалистические произведения («Грандиозная международная процессия»), известные лишь в извлечениях заметки-материалы для задуманных произведений («Деревенские жители 1840—1843 гг.»), а также другие многочисленные материалы «твенианы». Основное настроение позднего Твена — пессимистический взгляд на жизнь и человека, однако произведения этого периода содержат столь глубокую и острую критику эксплуататорского мира, капиталистической действительности, социального неравенства, что выходят за пределы пессимистических схем художника, вырастают в проповедь гуманизма, страстный призыв к справедливости.

Здесь названы далеко не все произведения Марка Твена. Я не ставлю перед собой задачи создать исчерпывающий обзор его творчества. Я исследую взаимоотношения Твена — человека, писателя и деятеля — с американской капиталистической цивилизацией как центральную проблему его жизни и творчества и рассматриваю те его произведения, в которых нашли выражение наиболее важные стороны его мысли и таланта. 



Обсуждение закрыто.