«Жанна д'Арк»

В «Жанне д'Арк», вышедшей в 1896 году, Твен вернулся к своей атаке на монархию и ее устои. К концу Столетней войны безответственность и нерешительность вероломной правящей клики, отгородившейся от народа привилегиями рождения и воспитания, привели Францию к катастрофе. Страна была «предана и выдана с головой врагу», когда королева соединила свою дочь с «мясником Азенкура»1. Королевская власть заботилась лишь о собственных интересах, а не о благе народа. Более того, дофин отвернулся от своих подданных, препоручил армию таким генералам, как Ла Гир, изгнал самого верного своего советника, коннетабля Ришмона, и, «коснея в бесславной праздности и нищете, уединился со своими фаворитами и шутами на небольшом клочке государства», окруженный такими «предателями и интриганами», как Жорж де ла Тремойль и архиепископ Реймский, эта преподобная лиса. Не удивительно, что французская армия в течение столетия знала одни поражения и поверженная нация «находилась при последнем, издыхании». Поскольку «раззолоченные чада сословных привилегий» были давно оторваны от «стихийной мощи» народа, дух Франции пребывал мертв, и только над жалкими останками страны еще развевался «впавший в бесславие и всеми забытый лоскут — знамя Франции».

Из безответных и отверженных масс вышло «чудесное дитя» Домреми2, чтобы вывести Францию из унижения. Благодаря ей истощенная нация вновь набралась сил и «мертвая Франция внезапно воспрянула». Вскоре Жанна д'Арк стала «зеркалом, в котором нашли свое отражение сонмы низкорожденных французов». И в самом деле, ее феноменальный успех в значительной мере объясняется сплочением подлинных сил нации, ранее не вовлеченных в борьбу, — сил, которые Твен прославляет как «смутную, бесформенную, инертную массу, стихию, что зовется «народом».

Воодушевляемый Жанной народ безотказно служил и нес жертвы, и этот же смиренный народ был единственной поддержкой Жанны, когда она попала во власть самого страшного внутреннего врага Франции — церкви. К великой печали и унижению народа, «этот символ Франции, ее воплощение» был «продан французскому патеру французским принцем при молчаливом попустительстве неблагодарной французской нации».

Так легенда о Жанне д'Арк становится пламенным обвинением феодальной несправедливости. Как и «Янки из Коннектикута», это наглядный урок о преимуществах демократии. По мысли Твена, в простом человеке заключена вся сила нации, и он равен тем, кто себя ему противопоставляет.

Примечания

1. Мясник Азенкура — речь идет о короле Генрихе V Английском (1387—1422 гг., на престоле с 1413 г.), который 25 октября 1415 года одержал победу над французскими войсками в кровопролитной битве при Азенкуре во время Столетней войны (4337—1453). После того как в январе 1419 г. Генрих V взял Руан, а в августе того же года осадил Париж, он был в результате длительных переговоров признан регентом Франции и наследником французского престола. 2 июня 1420 г. Генрих V женился на французской принцессе Катерине. Этот брак должен был закрепить права Генриха V и его наследников на французский престол.

2. Дитя Домреми — Жанна д'Арк, родилась в деревне Домреми (Лотарингия) в семье крестьянина. 



Обсуждение закрыто.