Заключение

Тип героя-простака, сформировавшийся в раннем периоде творчества Марка Твена (вторая половина 1860-х — начало 1870-х), стал сквозным образом произведений американского писателя, отразил его мировоззренческие и эстетические позиции, видение действительности — закономерности развития американского общества. В типе простака Марк Твен воссоздал национальный американский характер, воплотил специфику национального американского сознания XIX века — присущие ей наивность, незрелость, ощущение ущербности от отсутствия корней культуры. Безоглядная уверенность американцев в собственном превосходстве прекрасным образом сочеталась с комплексом личной и национальной неполноценности. Персонажи очерков Твена скрываются под маской дремучего невежества, намеренно представляя себя намного глупее и необразованнее, чем они есть на самом деле. В ранних произведениях писателя он воплощен в образе героя-повествователя и путешествующих американцев (The Innocents), которые выносят на суд естественного разума Старый Свет.

Эволюция образа простака в творчестве Марка Твена представляет собой сложное социокультурное явление. Формирование и функционирование данного литературного типа обусловлены влиянием комплекса национальных и европейских культурных и идеологических традиций: фронтира, американской журналистики, пуританства, трансцендентализма, но главным образом — идей Просвещения.

В раннем творчестве твеновские простаки представляют собой слияние черт «естественного человека» и реально существующего американского типа — героя фронтира. Традиции американской журналистики связаны с использованием писателем шутовского образа — комической маски (простака), которая включала в себя продуманный художественный образ, воплощающий авторское мировоззрение. В ранний период творчества Твен был сторонником пуританской идеи избранности США, на протяжении всего литературного пути он разделял отдельные элементы протестантской этики (индивидуалистическую концепцию личного успеха, концепцию «равных возможностей»), мировоззрению писателя были созвучны пуританские принципы свободы, равенства и благоденствия. Учение американских трансценденталистов было близко Твену утверждением ценности духовного мира личности и человеческой души в противовес утилитарному взгляду на человека, он принимал их принцип «доверия» к собственным побуждениям.

Опираясь на традиции Просвещения, в своем художественном творчестве Твен пошел дальше просветительства — его произведения продемонстрировали приверженность писателя эстетике и принципам реализма. Выявление поэзии и красоты в будничных предметах стало одним из художественных принципов творческого метода Твена-реалиста. При этом его, прежде всего, интересовало более глубокое раскрытие природы человека, его философии бытия.

Второй период литературной деятельности Марка Твена (так называемый период критического осмысления американской действительности — 1870—80-е годы) является самым насыщенным в творческом плане — здесь были созданы самые известные произведения писателя. В 1870-е годы американский писатель обращается к реалиям «позолоченного века» в США. Основной характеристикой простаков «позолоченного века» (героев одноименного романа Твена, созданного в этот период) стала их противоречивость, поскольку они принадлежали двум мирам: с одной стороны — уходящему фронтиру с его стремлением к свободе, простоте, естественности, с другой стороны — приходящей ему на смену прагматичности «позолоченного века».

Специфика этого периода связана с обращением Твена к теме детства. Пристальное внимание Твена в этот период к миру детства связано с его духовными исканиями. Образ ребенка позволяет Твену дать ответы на мучающие его вопросы о том, что лежит в основе человеческой природы: добро или зло и др. Концепция детства у Твена рисует ребенка как носителя добра, которое он постепенно утрачивает, становясь взрослым. На страницы своих романов о детях Твен вводит сугубо американский тип героя — негра. Твеновский негр Джим представляет собой еще один вариант типа простака — он еще более «естественный человек», нежели Гек, он предстает в романах «большим ребенком».

В книгах второго периода творчества Твен обращается к воспоминаниям о прошлом. Современная писателю Америка периода после Гражданской войны вызывала у него горькие чувства, он пытается обрести свой идеал в американском прошлом, поэтому он переносит действие своих произведений в период молодости своей страны, связанный с ее наивными иллюзиями, когда простота и неискушенность составляли основу нравов американцев.

В поздний период творчества (1890-е — 1900-е годы) значительно изменяется мировоззрение писателя — у Твена уже почти ничего не осталось от прежних позитивных взглядов не только на жизнь в США, но и на историю человечества в целом. Этот период ознаменован утратой его веры в человека, писателю были свойственны сумрачные, горькие взгляды на жизнь и на человека, он разочаровался и в Старом и в Новом свете, а главное — в людях, их населяющих. Особенно ярко этот мотив звучит в повести «Таинственный незнакомец» (The Mysterious Stranger), которая была посмертно издана А. Пейном в 1916 г. В уста главного героя — Сатаны (Филиппа Траума) автор вложил показательную фразу: «...люди тупые, пошлые, невежественные, самонадеянные, больные, хилые и вообще ничтожные, убогие и никому не нужные существа»1.

В результате исследования художественного наследия Марка Твена разработана классификация типов простаков в его произведениях:

1) «естественный», истинный простак или тип Нового Адама (Гек Финн, Янки); 2) «мнимый» простак — герой, надевающий маску простака, притворяющийся простаком, так называемый «простачок» (Селлерс, Том Дрисколл); 3) тип дикаря, туземца, аборигена (Джим); 4) «мудрый» простак — его простота заключается не в отсутствии культуры и образованности, а в способности сохранить чистоту души, здравомыслие (Простофиля Вильсон).

Выявлен ряд отличий твеновского простака от других типов героев и простаков литературы Просвещения:

— простаки М. Твена представляют собой слияние черт «естественного человека» и реально существующего американского типа — героя фронтира;

— в типе простака М. Твен воссоздал национальный американский характер — его простаки имеют яркую национальную окраску, им свойственны прагматизм, стремление к самоопределению, активность, уверенность в своих силах, осознание своей избранности, расчетливость;

— тип простака М. Твена отразил закономерности развития американского общества, мировоззренческие и эстетические позиции самого писателя, его видение действительности, т. е. тип сознания, сформированный демократической практикой фронтира, просветительскими идеалами и прагматическим мышлением американца;

— при создании простака М. Твен использует сплав различных идеологических концепций (просветительская теория естественного права Дж. Локка, концепция естественного человека Ж.-Ж. Руссо, идея противопоставления природы и цивилизации, пуританство, деизм, идея особого предназначения Америки и др.).

Проанализированы художественные приемы, используемые Марком Твеном, при создании образа простака, заимствованные из американского фольклора и комической журналистики, из опыта устных выступлений (комических лекций), популярных в США XIX века:

— гиперболизация, крайняя утрированность образов, хвастовство, устный рассказ, гипербола, гротеск, смесь трагического с комическим, «кровавые» сюжеты, бунтарское неуважение «святынь», которые позволили Твену выразить особую, западную мудрость, мудрость человека, который «верит в себя», «словам не верит», и вокруг пальца обвести себя не даст;

— комический эффект, юмор, ирония, продуманная стилистика, лаконичность;

— контраст между простотой мысли и напыщенной манерой ее выражения; чередование гиперболы и преуменьшения; акцент на нелепости поведения героев; манера рассказывать о смешном, оставаясь невозмутимым; помещение героя в чуждую ему среду.

Сформулированы черты сходства и отличия американского Просвещения от европейского:

— идеи европейского Просвещения, попав на американскую почву, органично вписались в контекст культурно-исторического развития США; американские просветители обогатили идейную концепцию Просвещения; главным отличием американского Просвещения от европейского является его приближенность к практике жизни;

— американские просветительские идеи развивались на основе пуританства (признание равенства всех людей, «идеал угодного Богу труда и благословенного свыше достатка»);

— появляется новая составляющая просветительской идеологии — прагматизм;

— идеология и эстетика американского Просвещения способствовали демократизации американской культуры.

Таким образом, тип героя-простака в творчестве М. Твена, сохраняя присущую ему просветительскую традицию, подвергается трансформации под влиянием национальной идеологии и авторской эстетической позиции. Данный тип героя практически исчезает из поздних книг Твена (вторая половина 1890-х — 1900-е годы). Это связано с эволюцией мировосприятия автора, которое приобретает трагический оттенок, а герой-простак являлся для автора положительным героем, сопротивляющимся влиянию среды, воплощением жизнеутверждающего веселья, светлых и радостных проявлений жизни. Перспективой дальнейшей научной работы может стать исследование системы образов Марка Твена в контексте синтеза пуританской традиции и идей трансцендентализма и прагматизма.

Примечания

1. Твен М. Таинственный незнакомец // Твен М. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 9. — М.: ГИХЛ, 1961. — С. 581—582.





Обсуждение закрыто.