В середине 70-х гг. наметился переход Твена к новому этапу, отмеченному обретением художественной зрелости. Это двадцатилетие, вплоть до середины 1890-х гг. наиболее плодотворное в его писательской карьере. И хотя Твен трудился в эти годы в самых разных жанрах, его творческой вершиной стала получившая мировую славу автобиографическая трилогия: «Приключения Тома Сойера» (1876 г.), «Жизнь на Миссисипи» (1883 г.) и «Приключения Геккельберри Финна» (1884 г.). Трилогия отразила новое осмысление Твеном своей писательской роли, не сводимой к одной юмористике. Во время лекционного турне 1884—1885 гг. он с горечью признавался: «Я унижаю себя. Я низвожу себя до уровня клоуна. Я не могу с этим более мириться».
Трилогия в наибольшей мере отвечала мироощущению Твена, темпераменту, писательской манере. Всего оригинальнее он оставался в воспроизведении эмоциональных ощущений, чувств, поступков, живых впечатлений, в свободной ассоциации; это давалось ему лучше, чем строгая композиция и философские умозаключения. Но его тяга к детству не была простой данью возраста. В этом была его философия. Чем старше становился Твен, чем плотнее соприкасался с окружающей жизнью, набирался опыта, нередко горького, тем острее проявлялись в нем ностальгические чувства. Погружаясь в мир детства, он уходил от столь болезненных для него проблем современности, которую воспринимал со все большим неодобрением. Детство, по контрасту со «взрослой» жизнью, оставалось «естественным состоянием», когда торжествовали добрые начала. Чистота детской души и красота первозданной природы были для него поистине символами веры. Роман о Томе Сойере он называл «гимном, облеченным в прозаическую форму». И действительно, Твен словно возвращался к этому «потерянному раю». Заново переживал счастье мальчишеских забав. Радость первого освоения мира, пока еще светлого и гармоничного.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |