Деизм и масонство

Если исследователи творчества Твена не могут прийти к общей точке зрения относительно его религиозных убеждений в детстве, то все сходятся на том, что эти убеждения быстро изменились после его отъезда из Ганнибала в 1853 году. «К чему человеку религия в эти голодные времена — не понимаю», — писал Твен брату Ориону в 1860 году, во время кризиса, вызванного отделением южных штатов1.

Тот факт, что Твен порвал с ганнибальским пресвитерианством и отверг ортодоксальное христианство, некоторые исследователи объясняют влиянием шотландца Макфарлейна, с которым он делил кров в Цинциннати в 1856 году. Последний познакомил его с додарвинистской механистической теорией эволюции, и она произвела на него большое впечатление. Другие указывают, что решающую роль сыграло деистическое мировоззрение, с которым Твен познакомился, когда странствовал по США и особенно когда жил на Миссисипи. Хотя в произведениях Твена Томас Пейн упоминается лишь мельком, несомненно, что «Век разума», прочитанный, когда он был учеником лоцмана, помог ему избавиться от того влияния, которое оказал на него в детстве кальвинизм. Содержащееся в этой книге изложение ньютоновского деизма, полное отрицание всякой церкви, насмешки над религиозными суевериями и утверждение морали, основанной на естественной религии, должны были еще более поколебать и без того нетвердый пресвитерианизм Твена.

Повлияло на него и знакомство с масонами. В 1861 году Твен становится членом древнего ордена вольных каменщиков — сент-луисской ложи № 79 «Полярная звезда». Он быстро выдвинулся и вскоре стал «мастером». Будучи масоном, Твен продолжает знакомиться с деизмом, расширяя круг идей, почерпнутых из книги Томаса Пейна. Основа учения ордена заключалась в том, что все религии мира — лишь секты и каждая из них представляет собой искаженную версию Вселенской истины, бывшей некогда достоянием всего человечества. Христианство считалось лишь одной из таких сект. Это низведение всех религий до одного уровня несомненно сыграло свою роль в формировании позднейших взглядов Твена. («Отнюдь не способность рассуждать создает пресвитерианина, баптиста, методиста, католика, магометанина, буддиста или мормона, — писал он много лет спустя, — их создает среда».) Масонская концепция бога2 тоже неоднократно встречается в позднейших произведениях Твена. («Единственным реальным богом я считаю Бытие, — писал он в 1898 году, — которое создало эту величественную вселенную и правит ею... Истинная его сущность начертана ясными словами в истинной Библии — Природе и ее истории».)

Примечания

1. Отделение южных штатов — событие, предшествовавшее началу гражданской войны в США. В течение 1860 и 1861 гг., после победы на президентских выборах Авраама Линкольна, одиннадцать рабовладельческих штатов объявили о своем выходе из общего союза штатов и создали в 1861 г. Конфедерацию южных штатов, начавшую войну против Севера.

2. Масонская концепция бога — масонство приняло в качестве своей концепции божества деизм, признающий бога лишь в качестве безличной первопричины всего сущего. 



Обсуждение закрыто.